Что случилось с гостиницей Пущино

и почему так может быть со всем советским модернизмом


В конце осени 2022 года в сети стали появляться фотографии уничтоженных вандалами и холодом интерьеров гостиницы подмосковного наукограда Пущино. Паркет вздулся и провалился, стены покрыты обледеневшей плесенью, уникальная отделка деревом местами выкорчевана из стен. Как это случилось и почему это тревожный сигнал для всего советского модернизма?

О потере советского модернизма в Пущино и везде, причинах и последствиях, а также о вероятной (не)возможности сохранить эту ценность в нынешних условиях, рассказывает архитектор, автор экскурсий по Пущино, участница творческого объединения «Точка190» Анна Митина.
Известие об архитектурной и инфраструктурной потере такого масштаба быстро разошлось по городу и за его пределы. Мы получили огромный отклик от архитектурного сообщества и гостей Пущина, которые бывали в городе, на наших экскурсиях и мероприятиях. «Очень вчера подкосила эта новость. Я хоть и не жил в Пущино, но он для меня тоже является важнейшей опорой, без которой сложно вообще представить какую-либо надежду на будущее… И думаю, нас таких много. может быть не количественно, но качественно точно!» — писали нам люди.
Как это произошло
В момент строительства научных центров многие городские инфраструктурные объекты находились в ведомстве Академии наук. Те, что не относились к научному производству, после распада Советского Союза, остались без внимания. В Пущино таких примеров немало — взять городскую усадьбу XVII века постройки или Дом аспиранта и стажера с круглыми окнами на крыше, которые стали визитной карточкой города. То же произошло и с гостиницей, которая до недавнего времени находилась в собственности структур Академии наук.

Уже пару лет гостиница — объект-банкрот с многомиллионным долгом за коммунальные расходы и налоги. Для него был назначен кризисный менеджер, задача которого до последнего лета заключалась в поддержании проекта на плаву. Летом 2021 года пансионат было решено продать как готовый бизнес. В конце того же года гостиница была закрыта из-за отключения отопления за долги. Найти покупателя на такой объект было трудно, поэтому здание решили минимально отремонтировать. Объявили, что пансионат закрывается на реконструкцию, однако уже весной 2022 года работы внутри прекратились и здание законсервировали на сезон. Объект был выставлен на торги, нашлось несколько покупателей, но кредиторы и заинтересованные лица не смогли договориться между собой. Даже по сниженной втрое цене приобрести гостиницу не получилось. Пансионат остался без присмотра. К моменту начала холодов гостиница была отключена от инженерных коммуникаций, это и стало поворотным моментом: появились протечки по всему зданию, плесень и промерзание, разъедающие деревянные элементы отделки, намечающиеся конструктивные повреждения. Ситуацию усугубил стремительно начавшийся стихийный вандализм: сюда поехали сталкеры и любители распада империи. Подростки, местные жители, приезжие гости города начали процесс деконструкции: хрустальные люстры разбирались с помощью стремянок, паркет сжигался в камине с закрытой заслонкой, имущество выносилось на сувениры в память о еще недавнем прошлом.
Всего за два месяца гостиница утратила практически все знаковые интерьеры, уникальные скульптуры советской художницы Людмилы Сошинской, мебель и элементы декора. Сейчас ущерб имуществу и интерьерам оценивается в несколько миллионов рублей.
«
Почему это ценно
Архитектурное наследие эпохи социализма начало осмысляться исследователями совсем недавно. Мы много знаем про архитектуру второй половины XX века в капиталистических странах, архитекторы считаются признанными мастерами своего времени, а на их творениях воспитывают сегодняшних студентов. Советская же архитектура долгое время была обезличена, у проектов не было авторства. Между тем период модернизма в архитектуре СССР второй половины 1950-х — первой половины 1980-х фиксирует поиск, оптимизм, критику и реализацию новых ценностей через искусство архитектуры.
Почему же для нас ценен модернизм в целом и конкретно пущинский архитектурный ансамбль? На момент конца 1950-х сложилась уникальная ситуация: необходимо было переизобрести быт и уклад жизни. Высокие темпы строительства диктовали новые условия игры: архитекторы действовали с помощью типовых решений, а в значимых пространствах, наполненных идеологической силой, применялась нетиповая архитектура.

Масштабные модернистские пространства и большое количество общественных нетиповых построек стало новым каркасом государства. Архитекторы обратились к теме науки, прогресса, личности и комфорта каждого отдельного человека.
Поиски вылились в глубокое исследование персонального опыта проживания города. Все это стало гигантским экспериментом как с технологией, так и с идеологией. Архитектура не только следовала новой идеологии, но часто выявляла или создавала новые ценности, запросы на которые архитекторы видели в сообществе вокруг себя и пользователях их построек.
«
Появление научных центров, таких как Пущино, Троицк, Черноголовка, стало абсолютно беспрецедентным проектом. Здесь все внимание проектировщиков было отдано созданию среды для поддержания интеллектуальной деятельности. Проекты и исследования в науке сами по себе не быстротечны, горизонт планирования в науке гораздо больше, чем в других сферах, ведь исследования могут длиться десятилетиями. А это значит, что быт и архитектура вокруг науки должна обладать параметрами вечности, традиции и стабильности — то, что можно назвать емким словом «красота». Так и проектировались эти города: архитектура и градостроительные решения были устойчивыми и долгосрочными. Среда и структура, сформированные более 60 лет назад, работают сейчас практически так же, как и в момент своего зарождения, однако в деталях заметно обветшали. Каждый приезжающий в Пущино впервые испытывает странное чувство освобождения и в то же время глубокой сосредоточенности — именно так воздействует на человека этот
идеальный модернистский концепт.

Сама гостиница в Пущино — важное звено городского инфраструктурного центра. Отсюда начинается путешествие в город науки для всех его гостей: в советском прошлом в гостиницу селились ученые, приезжающие на крупные научные мероприятия. Здесь проходили съемки «Родни» Михалкова и здесь же размещалась вся съемочная группа во время съемок «Неоконченной пьесы для механического пианино», которые проходили в заброшенной усадьбе в черте города. Город функционировал в социалистической реальности как единый механизм, а гостиница была частью общего цикла городских процессов. Мероприятия, проводимые на постоянной основе, предполагали, что в определенные периоды единовременно мог быть занят весь номерной фонд. Это давало и городу, и гостинице экономическую
стабильность, а бюджетная поддержка государства позволяла не
беспокоиться о будущем. В свободное от масштабных событий время в ней селились отдыхающие, который пользовались услугами пансионата и посещали лечебные процедуры.
По задумке архитекторов-градостроителей гостиница входила в ансамбль объектов мемориального комплекса. Она расположена на пересечении главной пешеходной оси города и символического вектора, направленного от комплекса институтских зданий к подножию холма и берегу Оки. Здесь должны были располагаться объекты памяти, истории и свободы науки. Здесь предполагалось проведение торжественных шествий и философских прогулок. Настоящий модернистский социалистический комплекс, наделенный эмоциональной и символической архитектурой — такой масштабный проект-утопия мог потягаться с идеями Корбюзье и Оскара Нимейера. Гостиница была призвана служить въездным порталом и визуальной доминантой города. Именно от ее парадного крыльца начинается путешествие в город науки для всех его посетителей. Здание работало на два фасада для двух режимов использования: въездной фасад для приезжих с массивной архитектурой и более детально проработанный изящный повседневный фасад для жителей, обращенный непосредственно на пешеходную ось города. Здесь располагались рестораны, бар, банкетные залы и кулинария, в которые был запроектирован свободный доступ для любого горожанина, входы располагались с улицы. Вместе с соседним домом быта и полем гостиница составляет площадь досугово-бытового центра районного и городского значения.
Для кого это важно
Соотношение нетиповой индивидуальной архитектуры в Пущино восхищает исследователей и гостей города. Искусствоведы и архитекторы сходятся в главном: Пущино проектировался как самодостаточный город–утопия, уникальный социальный эксперимент, длившийся 30 лет, — город-сад для ученых. Сейчас городу присвоен статус наукограда, потихоньку возвращается научная активность и интерес извне после упадка в 1990-х. Сами жители воспринимают архитектуру неоднозначно, критикуя «застывшесть» пространства. Часто о городе говорится в прошедшем времени — когда-то это работало и поражало своей функциональностью и изяществом, сейчас эта модель невозможна, считают многие местные жители, которые застали расцвет Пущино тогда. Утопия обернулась антиутопией?
За три года мы провели экскурсии суммарно для более чем тысячи человек, организовали несколько успешных научпоп-проектов, например, ScienceTalks, а городское творческое объединение «Точка190» стало организатором многих крупных событий: воркшопов для архитекторов, музыкальных фестивалей, серии крупных проектов благоустройства городской среды. Стараниями «Точки190», местного отделения ВООПИК и научных сотрудников, полных любви и желания делиться знаниями, в город вернулась активность и интерес как сторонних исследователей и туристов, так и самих местных жителей.

На этом пути нам регулярно приходилось сталкиваться с сопротивлением среды. Маленький дотационный город на краю Московской области без сформированной структуры бизнеса и реализации научного потенциала, фундаментальная наука очень медленная: чтобы пройти путь от исследований до реализации продукта требуется большой объем интеллектуального труда, вложений и времени.
В целом многие малые города сейчас проходят период турбулентности, пока перестраиваются механизмы управления — во многих аспектах городского управления общей проблемой является рассинхронизация программ и финансирования проектов. Отсутствие комплексного подхода усложняет процессы работы с наследием. Отчасти и это сыграло роль в судьбе гостиницы.
«
Что можно сделать
Возможности города влиять на ситуацию минимальны. Взять объект в оперативное управление администрации не представляется возможным, а практика передачи из собственности федеральной в областную/городскую — нечастое явление в принципе. Обеспокоенный мэр города написал обращение на имя контрактного управляющего об обеспечении охраны здания. Охрана здания и сохранение интерьеров и имущества — прямая обязанность управляющего, однако до сих пор ничего сделано не было, и, пока здание разрушается изнутри, долг и затраты на восстановление увеличиваются. Арендаторы гостиничных помещений потеряли возможность ведения бизнеса. Жители обеспокоены положением одного из центральных объектов городской инфраструктуры, теперь это громоздкое темное здание в центре города.
Автор: Анастасия Слепышева
Шрифт: Василий Бродовиков
Говорить о проекте ревитализации в текущей ситуации пока невозможно. Что делать?
Мы много работали с городом и как архитекторы, и как исследователи. И сегодня видим единственное решение: придать зданию гостиницы статус объекта культурного наследия (ОКН). Сейчас мы занимаемся сбором документов: обоснованием ценности и уникальности объекта, поиском чертежей и проектных материалов.


«
Какие плюсы постановки здания на ОКН мы получим? Памятник останется в том виде, в котором определена архитектурная и историческая ценность. У объекта культурного наследия обязательно остается общественный доступ. Также в некоторых случаях статус ОКН дает льготы, можно участвовать в региональных и федеральных программах, появляется возможность снижения части налога, если соответствующие программы предусмотрены регионом. Автоматически здание включается в списки достопримечательностей, что ведет к увеличению внешнего интереса и туристической привлекательности.

Стоит сказать и про минусы. Статус ОКН зачастую становится бременем для арендаторов и владельцев. Когда здание получает статус ОКН, его материальное воплощение — стены, декор, планировки — становятся объектами охраны. Любые ремонтные работы проводятся как реставрационные с наймом лицензионных подрядчиков, что ведет к удорожанию работ. Больше инстанций для согласований. Невозможность провести реконструкцию или перепланировку. У здания появится зона охраны, вокруг объекта будет ограничена строительная деятельность, что в некоторых ситуациях можно считать скорее плюсом.

При действующих правилах число желающих заняться объектами ОКН стремится к нулю. Инвестиционная привлекательность таких объектов разбивается о невозможность долгосрочного планирования стратегии места и бизнеса.
Реализованные удачные проекты ревитализации исторических объектов или модернистского наследия обычно существуют как проекты меценатства, без выгоды конкретного предприятия, скорее как жест причастности и сохранения культуры.
«
Во многих регионах начали единую масштабную работу над туристической инфраструктурой. Из успешных примеров реализации туристических проектов можно вспомнить о соседней Тарусе... Конечно, это известное место творческой интеллигенции. Но оно было лишь дачным. Сейчас заброшенные пионерлагеря и дом отдыха в городе модернизировали под современные парк-отели и спа: отель «Серебряный век» и новый Дом творчества писателей появились на базе советского дома отдыха имени Куйбышева, а пионерлагерь «Дзержинец» стал отелем Welna.

Здание пущинской гостиницы можно превратить в общественное пространство с торговыми, культурными и прочими функциями. Либо можно целиком переоборудовать весь комплекс под современный медицинско-оздоровительный центр, это направление становится очень востребованным. Но здесь нужно развить правильное развитие всего города в еще одну параллельную с наукой сферу — курортно-медицинскую. Для этого у Пущина есть все заложенные в него ресурсы.

Денис Ромодин
историк архитектуры
Во времена, когда в стране действует рыночная, а не плановая экономика, Пущино теряет смысл научного центра, который в него был заложен. В городе уже не работает такое количество ученых и сюда не приезжает такое количество посетителей. Гостиница потеряла свой экономический смысл. Возможен ли сценарий, при котором гостиница станет экономически выгодным проектом? Да, но только при условии сохранения ее аутентичности, деталей, уникальных интерьеров. Если это будет гостиница с евроремонтом, это будет экономически бесперспективный проект, как и многие гостиницы такого же размера в малых городах. Только имея востановленный облик, в тех интерьерах, которые были раньше, гостиница сможет стать своеобразным бутик-отелем, обыгрывающим стиль советской научной элиты. Гостиница сама по себе может стать аттрактором, потому что она является памятником эпохи и передает определенную атмосферу.

Александр Пчелинцев
эксперт по работе с историческим наследием, директор проекта «Даль»
Мы действуем в долгосрочной перспективе и хотим создать задел на перспективу 10— 15 лет для дальнейшей работы с этим зданием в том виде, который мы застали и любим. Тактически мы не можем повлиять на процессы ближайшего будущего, но можем зафиксировать и приостановить процесс распада. Гостиница всегда будет низкомаржинальным проектом, но если видеть ценность и играть вдолгую, он может стать имиджевым.
Фото: Саша Карелина, Стас Фальков, Анна Митина