»
Дарья Раёк, специалист Института развития
городов Татарстана
Чем занимается первый
в России менеджер
по развитию
дог-френдли среды


Первый большой рассказ первого в России менеджера по развитию дог-френдли среды. Дарья Раёк из Института развития городов Татарстана рассказала, как стала уникальным специалистом, что успела сделать, почему городская собака — результат большой работы и о трех слагаемых дог-френдли — инфраструктуре, обучении и вовлечении бизнеса.
Как стать ответственным за дог-френдли
«Среда, лояльная к собакам» в России и в частности в Татарстане — это гораздо шире и больше, на мой взгляд, чем просто тренд dog-frendly культуры, пришедший к нам с Запада и изначально подразумевающий, по большей части, возможность посещения кафе и магазинов с собакой. Когда я говорю о желании (а скорее даже необходимости) создать в нашей республике общество, лояльное к собакам, и среду для комфортной жизни с ними, я говорю о том, насколько мы все можем стать ближе и дружелюбнее друг к другу, более открытыми и доверяющими. Я погружена в «собачью» тему довольно давно, и за это время у меня накопилось множество историй о том, как появление у человека (или семьи) собаки меняло всю его жизнь, и неизменно — в лучшую сторону.
Более десяти лет я занимаюсь волонтерской деятельностью: социальными мероприятиями, пристройством собак, консультированием новых владельцев по адаптации и содержанию собаки. Провожу встречи в школах, где с младшими школьниками мы говорим о том, как правильно знакомиться с собакой, учимся «говорить» на ее языке, с детками постарше затрагиваем темы ответственности, говорим про брошенных животных, часто потом школы организовывают совместные выезды родителей с детьми в приюты. Когда я завела свою первую собаку — американского бульдога Дэна, то погрузилась в мир кинологии. Дэн — моя идеальная городская собака и результат моей большой работы. Со второй собакой — метисом шарпея Пушей, забранной с улицы, мы занимались курсингом (кинологический спорт — имитация преследования зайца), поисково-спасательной службой. Она — мой самый крутой компаньон в прогулках по полям, лесам и горам.
Около пяти лет я помогаю организовывать в Казани соревнования по курсингу, куда съезжаются профессиональные спортсмены со всей России. Последние два года я была сити-менеджером крупной компании — производителя зоотоваров, работая с магазинами и ветеринарными клиниками, и хорошо изучила наш зоорынок.

Последнее время моя работа была отстроена настолько, что стало даже скучно, и я задумалась о смене направления, точно понимая, что это все равно будет зоосфера. И когда несколько моих друзей скинули мне ссылку на вакансию менеджера по дог-френдли среде от Института развития городов Татарстана, восприняла это как знак и отправила резюме. Я рада, что глобальные цели и задачи, которые ставят перед собой создатели направления, полностью перекликаются с моими и что мои опыт, компетенции и идеи смогут сделать жизнь кого-то комфортнее и ярче.
Зачем всем этим заниматься
Проблематика, лежащая на поверхности и понятная многим, — это безнадзорные животные. Мы встречаем их на улицах, кто-то их жалеет, кто-то боится, но уже много лет у нас не получается решить этот вопрос основательно, потому что это все равно что вычерпывать воду из ведра, стоящего под дырявой крышей во время дождя. Мы должны либо залатать крышу, либо повлиять на погоду.

Но под этой очевидной проблемой есть большой фундамент: владельцы, отказывающиеся от своих собак; мифы о родах и стерилизации, живущие в обществе; мода на определенные породы и «не экологичное» разведение; нюансы в кинологических подходах. Высокий уровень урбанизации, рурализации и иммиграции привел к тому, что пласт людей, для которых содержание собаки в квартире, коммуникация и занятия с ними — норма, «утекает» из крупных городов, а у многих норма зачастую иная: собака содержится на цепи, «она должна быть злая, чтобы охранять», ей достается минимум коммуникации. Такой подход развивался на протяжении 30–40 лет, и большой пласт взрослых и детей боятся собак, а это, в свою очередь, порождает напряженность в обществе между теми, у кого есть собака, и теми, у кого ее нет, теми, кто спасает животных на улице, и теми, кто не хочет их там видеть, а порой и откровенную жестокость по отношению к ним. При этом наше общество во многом готово, чтобы понятия «эмпатия», «социальная ответственность», «экологичность», «гуманность» стали неотъемлемой частью словарного обихода. На наш взгляд, взаимоотношения с собакой как с невероятно социальным существом, стремящимся к контакту с человеком, раскрывает каждый из этих терминов.
На протяжении последних 15 лет темой собак в Татарстане занимались разные сообщества — это клубы при РКФ, кинологи, ветеринары, зоозащитники, но каждое из них решает свою задачу в условиях имеющихся ресурсов (чаще в их дефиците). Нам хочется объединить увлеченных любовью к собакам людей, которые за годы практики стали профессионалами в некоторых вопросах. Важно использовать компетенции тех, кто знает проблематику не в теории, а на практике, и вместе, объединив ресурсы, выработать стратегию и вектор движения. Я как менеджер «по дог-френдли среде» являюсь всего лишь координатором и связующим звеном между разными пластами и направлениями работы. Я знакома со сферами интересов и компетенциями разных специалистов в республике, и моя задача — дать им возможность максимально проявить себя.
КАКОВЫ ПЕРВЫЕ ШАГИ
Один из векторов проекта — создание инфраструктуры для владельцев собак. Для чего? Невозможно убедить человека без собаки в том, что «собаки — это хорошо», если во дворе он видит ротвейлера, таскающего хозяина на поводке за собой (а то и без поводка вовсе), и «кучки» на детских площадках. Лояльность — это про уважение с обеих сторон. В первую очередь владелец должен быть лоялен к своей собаке, понимать, что у нее есть свои потребности и что в его ответственности удовлетворять их. Следом владелец должен быть лоялен к окружающим его людям, уважать их границы, видеть их. И только потом мы получим Иван Семеныча, лояльного к мохнато-хвостатому соседу.

На сегодняшний день у многих владельцев есть сложность с тем, чтобы заниматься с собакой с помощью специалиста, ввиду удаленности спортивных площадок, а индивидуальные занятия дома впишутся не в каждый бюджет. Строительство площадок для дрессировки и выгула собак в шаговой доступности (15 минут, 2–3 остановки), на которых кинологи будут вести группы, — прекрасная возможность удовлетворить запрос осознанного владельца и вовлечь того, кто еще не задумывался о необходимости научить свою собаку комфортной жизни в городе.

В республике стоит задача строительства площадки по программе инициативного бюджетирования; момент, когда владельцы собак становятся непосредственными участниками процесса, очень важен с точки зрения дальнейшей жизни площадки. Планируется отстроить ее работу так, чтобы у каждой был куратор — активный владелец собаки, живущий рядом и регулярно пользующийся площадкой. Мы налаживаем контакт куратора с учреждениями, у которых площадка стоит на балансе, с кинологами, которые готовы консультировать на данной площадке, и дальше с помощью чата площадки осуществляется «управление процессом». Куратор помогает кинологу составлять расписание групп для занятий, информирует участников чата о времени, осуществляет контроль за внешним видом площадки и исправностью оборудования. Нам предстоит вовлечь бизнес в плотное взаимодействие, ведь мы создаем место активной коммуникации, а значит — и хорошую рекламную площадку.

Говоря о работе кинологов на площадках, мы подходим ко второму вектору работы — созданию обучающей программы. В первую очередь — для кинологов, ведь это «живая» профессия и новые знания в ней появляются регулярно. Но есть еще одна важная категория людей: те, кто еще только думает завести собаку, выбирает породу, — и это самая первая точка профилактики увеличения количества безнадзорных животных. Ведь иногда нужно просто услышать правильные вопросы и понять, что собака в данной ситуации или моменте времени — не лучшая идея, а иногда не ошибиться в породе, поддавшись моде и советам знакомых. Мы планируем создать отдельный курс «Выбрать собаку правильно!» — этот шаг позволит избежать отказа от собак в первые годы жизни (самая распространенная история) и подготовить будущего владельца ко всем нюансам содержания питомца.

Третий вектор — это вовлечение бизнеса, как профильного (зоомагазины, клиники), так и сервисного. Мы живем в динамичном мире, много времени проводим на работе, возможности провести время с питомцем немного, а еще хочется посидеть с друзьями. Сделав свой отель или кафе дог-френдли, владелец повышает посещаемость и чек, а мы формируем у окружающих новую «картинку нормы» — когда собака, чистая, воспитанная и приятная во всех отношениях, находится рядом с человеком. Это важный шаг в формировании лояльной среды: наблюдая в кафе милую собачку в бандане, ты однажды иначе посмотришь на собаку на улице, ведь она может так же. А кого-то это вдохновит пойти со своей собакой к специалисту, чтобы научить ее так же вести себя в общественных пространствах, что улучшит качество жизни владельца и собаки, а значит, мы добьемся своей цели.