Идеальная модель финансирования выглядит как сбалансированные поступления из трех источников. На территории почти всегда есть бизнес, достаточно большой, чтобы ему было выгодно развитие города целиком. По нашим исследованиям, градообразующие предприятия в десятках городов тратят десятки миллиардов рублей в год на развитие среды, а сотни — миллиарды.
Второй источник ― гранты, в нашем случае это источник финансирования № 1 в части проектов. В России хорошая грантовая система. Фонд президентских грантов, фонд культурных инициатив, фонд Потанина, Росмолодёжь ― институции достаточно зрелые, которые готовы рассматривать и понимать сложные проекты. Недостаток в том, что грантовая поддержка — проектная. Так, получить финансирование на агентство как на институт невозможно. На областном уровне меньше зрелых институций-грантодателей, но целевые субсидии на деятельность выделяются, например, на развитие институции в логике центров компетенций.
Третьим источником мы видим широкий круг жителей и всех заинтересованных людей. Есть форматы краудфандинга и волонтерства. Само агентство или, скорее, его проекты могут оказывать услуги или продавать товары и за счет этого получать выручку.
Я не считаю, что в некоммерческом секторе люди должны ходить в дырявых носках, последнее отдавать детям-сиротам и собачкам. Не поддерживаю такой подход. Считаю, что некоммерческая организация должна существовать в той же логике, что и коммерческая. Должна бороться за лучшие умы, привлекать деньги на проекты, вести качественную коммуникацию и пиар. Хотя для тех, кто у нас работает, деньги, конечно, ― не первый мотиватор.