»
Всеволод Окин, CEO, управляющий партнер и сооснователь horovod.space
Зачем нужен Тиндер
в экспедициях
О том, почему все хотят себе мини-ГЭС-2, как подходить к локальной идентичности, чтобы не было Ctrl+C / Ctrl+V, можно ли работать с городом, если ты не местный, и как приложение для знакомств может пригодиться городскому консалтеру, рассказывает продюсер территориальных изменений, CEO, управляющий партнер и сооснователь агентства horovod.space Всеволод Окин.
Эффект беговой дорожки
В 2012 году, когда начались первые преобразования Парка Горького, множество других городов захотело себе свой «Парк Горького». Потом в Москве появилось «Зарядье» — и его идея как вирус распространилась по департаментам и администрациям городов и регионов. Сегодня во многих из них можно услышать о новой мечте — о «ГЭС-2».

Появление каждого из этих знаковых объектов сопровождали сломы паттернов и барьеров, но они могли случиться только в Москве, с ее финансовыми и политическими возможностями. Почему-то многим кажется, что столичный опыт можно повторить в других городах, но, к сожалению, это не так.

По Александру Эткинду, существует три формы колонизации: политическое доминирование, экономическая эксплуатация и сокращение культурной дистанции. Я выделяю еще одну — «экспертную колонизацию», которая возникает в ответ на желание «сделать так же» и работает на «эффект беговой дорожки»: стремление слепо бежать за лидером и повторять за ним.
От экспертной колонизации к локализму
Колонизация во многом стала предтечей другого феномена — глобализации. Но за ней пошел обратный тренд, который принимал разные формы: где-то — «деглобализации», в Японии — «глокализации», в Европе — «регионализации». И действительно, мы нередко думаем о Европе не странами, а отдельными регионами: Каталонией, Баварией, югом Франции и так далее. И сами по себе эти регионы, и их союзы начинают активно отстаивать свои права в рамках всего ЕС. В России самосознание отдельных регионов тоже начинает набирать обороты, и всё чаще звучит термин «локализм».

В результате мы, урбанисты, неизбежно сталкиваемся с необходимостью понять, что такое локальность и как она существует. И задаемся огромным количеством сложных вопросов, которые предопределяют наши шаги при взаимодействии с клиентом, разработке проекта, реализации той или иной задачи. Что такое локальность? Как ее в той или иной форме понять и осознать? Как работать с местным потенциалом, если мы живем в весьма заученных паттернах и всюду хотим разместить «Зарядье»? Как формировать те или иные решения, если мы не понимаем место, как оно живет, как люди там взаимодействуют друг с другом? Как быть с заказчиком из условного города N, который проникнут этим сочным маркетингом про красивые глобальные проекты? Как работать с вовлечением? Нужен ли комплексный анализ? Может ли человек из Москвы работать в других городах или нужно, чтобы в них работали исключительно местные? Как вообще к этому всему подступиться?

В свое время мы в horovod.space выделили семь слоев локальности. Первый — это некий психологический портрет города. Второй — его социальная среда в целом. Третий — культурный слой (наше самое любимое). Четвертый, очень сложный и пугающий многих, — экономика во всех ее форматах. Пятый — пространственные паттерны. Шестой — особенности географии и природы. И седьмой — технологические возможности, навыки и управление (то, о чем мы зачастую вообще забываем). Но есть и нулевой уровень, на котором нужно понять, как нам локализироваться, как выйти из своего привычного круга, как напитаться этим местом, как научиться проживать опыт Перми, Петербурга, Сочи…
Иммерсивное проектирование
Когда мы начинаем работать с каким-либо городом или территорией, наш экспедиционный корпус выезжает на место и, если проект не очень короткий, живет там минимум месяц. Я называю это иммерсивным проектированием. Так я уже пожил в пяти городах России — Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Перми и Хабаровске — и точно знаю, что этот формат очень сильно отличается от туризма. Ты планируешь свои выходные, узнаешь, как работают сервисы «Яндекса», входишь в повестку, подписываясь на основные каналы города, на его губернатора и основных креативных персон, узнаешь и читаешь ключевую местную литературу, ищешь свой новый любимый кроссфит, знакомишься с жителями, устанавливаешь Тиндер.

В начале года мы две недели провели в Хабаровске при температуре «ощущается как» от −30 до −50. Каждый день мы одевались во всё, что только могли, и на улице сразу ныряли в такси, понимая, что жизнь при таком морозе практически невыносима. Это очень сильно повлияло на сформированную концепцию объекта, над которым мы там работали. Личное проживание этого холода, как и зноя, гнуса, полярной ночи, тропических дождей, которые стоят в Красной Поляне половину апреля и весь май, подъема в гору своими ногами, а не на такси, сидения в петербургском тумане, очень сильно влияет на нас, наш опыт и наши решения. Помню, мне нужно было подумать, как превратить Краснодар в город-сад. Просидев 40 минут в пробке в невыносимой жаре, я просто отказался от этой идеи.

Один из моих любимых мной примеров — Пермь (я практически научился произносить смягченное «р»). Мы работали в этом городе весь прошлый год. Это весьма закрытый, герметичный город, причем на разных уровнях — там даже современный аэропорт с неработающими рукавами, а из соседнего Екатеринбурга сюда проще попасть через Москву. Мне потребовалось лично прожить в Перми много месяцев, изнутри погрузиться в местные паттерны и пройти по всем семи слоям локальности, чтобы в какой-то момент мы с обожаемыми мною пермяками смогли начать друг друга слышать. Но в итоге это позволило нам подойти к проектированию объекта с совершенно другим уровнем глубины.
Тиндер для исследования локальности
Тиндер — замечательный инструмент для исследования локальности. Например, в Москве к мужчинам есть три основных требования: чтобы был высокий, чтобы смешил и чтобы не было жены (хотя бы сейчас). В Сочи — абсолютная «Сочифорния»: все хайповые, осознанные, катаются на скейтах и серфе. Во Владивостоке очень часто повторяется слово «счастье», и в целом всё достаточно позитивное. А вот в городах с ощутимым оттоком населения часто ищут мужа с целью создать семью. Так как Тиндер — это место, где ты ищешь партнера, не столь важно, на короткий период или на всю жизнь, — ты так или иначе продвигаешь в нем ценности, одобряемые социумом. Это позволяет нам изучить место под еще одним углом.

Есть такой ресурс — World Values Survey, для которого каждый год проводят оценку мировых ценностей по определенному показателю. Он позволяет посмотреть, какие страны нам близки, а какие не очень, и таким образом понять, что, например, идея применить японский опыт в российской действительности вряд ли окажется рабочей. У каждого города в Тиндере можно обнаружить свой паттерн и затем, как в World Values Survey, посмотреть на их матрицу.

Моя мечта — разработать инструмент, который сможет вытаскивать из Тиндера эти паттерны. Пока же по меньшей мере можно посмотреть, как и на каком фоне фотографируются пользователи этого приложения. Например, в Перми каждая четвертая фотография сделала на фоне Камы. Пермяки говорят: «Кама — это самое главное, что у нас есть». Почему? Что в ней такого феноменального? Я понял это, только когда пожил около нее несколько месяцев. И, если бы у меня был Тиндер в Перми, я бы точно выбрал для него свое фото на фоне Камы.
Колонка подготовлена на основе паблик-тока для horovod.edu — инициативы, в рамках которой команда агентства пространственных изменений horovod.space и ее гости высказываются на интересующие их темы, такие как «Миф об эффекте Бильбао», «Архитектура виноделия», «Канье: искусство для рэперов и рэп для искусства», «Создание нового человека в XX веке и последствия гендерного перекоса». Следить за анонсами мероприятий можно в аккаунте агентства.