»
Григорий Соломин, управляющий партнер
компании «Новая земля»
8 неочевидных вещей
про мастер-планы


Вокруг понятия «мастер-план», его цели, смысла и практической применимости, сломано немало копий. Городской планировщик и управляющий партнер компании «Новая земля» рассказывает о том, как устроено мастер-планирование в 2022 году и чего ждать дальше.
Рынок городского консалтинга по-прежнему низкокурентен.
Есть мастер-план масштаба территории, масштаба города и масштаба региона. Чем выше масштаб, тем опытных разработчиков становится меньше. Разработчиков мастер-плана территории — будь то парк, улица, природный комплекс — много (потому что их делают не только городские планировщики, но и опытные архитекторы), в масштабе города их не наберется и десятка, в масштабе региона остаются единицы.

Исполнителей для проектов мастер-планов выбирают, исходя из релевантного опыта, способности выполнить уникальную задачу и юридической базы для выполнения таких работ. GR (связи с госорганами) важен, так как мастер-план опирается на возможность привлечения федерального финансирования. Но даже если у тебя хороший GR и при этом нет опыта, тебя не позовут делать мастер-план. И в ближайшее время ничего принципиально не изменится. Разработчиков мастер-планов городов больше не станет, потому что быстро этот опыт не наработаешь.

Количество заказчиков не вырастет значительно по той простой причине, что количество городов ограничено. Мастер-план подразумевает, что документ разрабатывается на 10–20 лет вперед. В масштабе города это поле сужается, в масштабе региона — тем более.
У мастер-плана практически никогда не бывает одного заказчика.
Заказчик получается «многоголовым»: это крупные федеральные корпорации («Дом.рф», «Туризм.рф», «ВЭБ.РФ», «КАВКАЗ.РФ»), региональные и муниципальные, власти. У каждого свои задачи. Задача федеральных корпораций ― реализация тех целей национальных проектов, которые связаны с их деятельностью. Задача региональной и муниципальной власти ― сделать проект реалистичным, посадить его на землю и конкретные участки.

Сегодня в России разрабатываются десятки мастер-планов, а реализуемым остается один. Но в ближайшее время многие перейдут в стадию реализации, например Петропавловск-Камчатский и Улан-Удэ.
Смысл, цели и задачи мастер-плана остаются очень гибкими.
И это скорее хорошо. Мастер-план до сих пор не зафиксирован в градостроительном правовом поле. При этом требования к мастер-плану эволюционируют, требуют все больше компетенций и опыта, а технические задания становятся сложнее. Если раньше под мастер-планированием подразумевали пространственное развитие с социальными эффектами, то сейчас это более комплексный документ с развитием приоритетных отраслей экономики. При этом у мастер-планирования впереди еще много вызовов.

Я надеюсь, что мастер-план так и останется гибким документом. Ведь то, что зарегулировано, как правило, быстро устаревает.
Документы с названием «мастер-план» могут стоить от миллиона до сотен миллионов рублей.
На стоимость разработки могут влиять цели и задачи, уровень компетентности исполнителя и его загрузка, объем и техническое задание. Так как нет стандарта, это обычный бизнес-процесс. Бизнес-процессы устроены по-разному, это влияет и на стоимость.

Мы предпочитаем формировать технические задания совместно с заказчиком, если есть такая возможность. Дальше над мастер-планом работают десятки специалистов различных направлений. Есть компании, которые предпочитают делать работу «инхаус». Мы декларируем другой принцип и привлекаем к работе команды узкоспециализированных специалистов, исходя из специфики задачи. Тем самым мы постоянно обмениваемся опытом с лучшими и наращиваем компетенции внутри, а заказчик получает более качественный продукт. Сверхзадача проектировщика — руководствоваться логикой проекта, а не формальным выполнением технического задания.
Заказчик не хочет, чтобы документ остался бумагой, все хотят делать документ, который будет реализуем.
Поскольку есть негативный опыт, когда документы мастер-плана разрабатываются, но никуда не идут, мастер-план разворачивается в сторону многостороннего договора.

Сейчас разработка мастер-планов становится все более прозрачной, ведь документ должен быть понятным для всех — горожан, бизнеса, власти. Сторон, заинтересованном в этом документе, становится все больше. Формирование и утверждение мастер-плана — это диалог не только с заказчиком, но и с местными экспертами, бизнесом.
Дербент стал примером того, что городская стратегия может быть реализуема.
С одной стороны, мастер-планы стали реальным инструментом привлечения финансирования. И уже сейчас на примере дальневосточных городов, Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ, Магадана, отобранных как лучшие проекты, обсуждается и формируется принцип финансирования пилотных проектов. С другой стороны, мастер-план формирует конструктивную работу муниципалитета, региона, обеспечивает преемственность решений. Они должны работать — даже в случае смены руководства региона или муниципалитета.

На примере Дербента можно сказать, что сам мастер-план, сама бумажка, ничего не формирует. Но при условии, что он разработан с участием бизнеса и горожан, градостроительная и социальная политика развития при его реализации дают возможность обычному человеку увидеть будущее города, региона, увидеть себя в нем, будущее своих детей. Это дает возможность оставить человека в городе.
Для развития мастер-планирования нужно обсудить три вопроса:
что сделано хорошо, что не получается сделать, что можно сделать еще лучше. Не хватает ретроспективы выполнения проектов, совместной рефлексии с заказчиками. Ответы на эти три вопроса позволяют любому продукту эволюционировать.
В 2023 году мастер-планирование должно будет подстроиться под вызовы, с которыми наша страна может столкнуться.
Если он останется гибким документом, то сможет быть эффективным. А заказчик будет все более профессиональным и требовательным, потому что наращивается опыт в масштабе страны.