»
Оксана Веселкова, градостроитель и дизайнер среды с фокусом на городской воде
Инфраструктура VS потоп: почему Москву заливает и есть ли выход
Лето 2023-го обещало быть самым жарким в Москве, вместо этого город чуть не утонул в рекордном количестве осадков. Столичная ливневка выходит в топ городских проблем со времен последнего масштабного благоустройства и просто отложить вопрос уже вряд ли получится. Как москвичи внезапно оказались на первой линии, в чем повезло и не повезло Москве и какие сценарии избежать потопа существуют, читайте в этом материале.
внезапная жизнь на первой линии
Если причина acqua alta (высокой воды) в Венеции — океанологического характера, то Москва уходит под воду в результате аномальных осадков. Столица страдает от подтоплений не впервые: ливни 2016, 2019 и 2020 годов показали слабые места водоотведения в исторических районах. На этот раз рекордный ливень нанес урон всему городу, учитывая выпадение более половины месячной нормы осадков. Москвичи обездвижены, МЧС призывает воздержаться от вождения, общественный транспорт под водой, и коммерческие сервисы терпят издержки. Без четкой стратегии адаптации придется возвращаться к этому вопросу все чаще.

Сегодня не только приморские поселения, но и континентальные города подвергаются риску подтопления. И основных причин тому три: резкое изменение погодных условий, недостаточная пропускная способность водоотвода и сокращение процента зеленых поверхностей, позволяющих воде впитываться.

И если прогнозы климатологов непозитивны и пока не сильно поддаются контролю, то инфраструктура водоотведения — антропогенный и более контролируемый фактор. Она зависит от того, насколько службы и эксперты системно взаимодействуют на стадии планирования, разработки сети, увязки с плотностью застройки и интенсивностью использования, а потом и с обслуживанием системы от коллекторов до дренажных решеток от засора. Вкупе с фактором проницаемости покрытий это формирует «интегрированную систему управления водой».
С точки зрения обывателя, логично управлять подземной и наземной водой с помощью одной системы. С точки зрения городских служб это непросто, так как вопрос упирается в границы полномочий. Как разделить такой в прямом смысле расплывчатый объект как вода между Мосводостоком, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, Департаментом транспорта и Департаментом природопользования?


Ответ в том, что разделять ее неэффективно, а создать межправительственный комитет — очень даже, как показывает мировая практика. Было бы полезно в обход долгих процедур собирать ответственных за одним столом для согласования проектов зеленой инфраструктуры отвода воды.
Как создавалась и жила ливневка в москве
Москве повезло: дренажная инфраструктура, к счастью, была заложена отдельно от бытовой канализации. Во многих мегаполисах их прокладывали вместе и теперь современный плотный город ведет к болезненному процессу их разделения — мощностей не хватает. Нью-Йорк, Лондон, Париж, Берлин, Стамбул и другие мировые города занимаются программами разделения комбинированной системы или снижением загрязнения рек в результате стоков. От проблемы совмещенной системы мировые города избавляются до сих пор. Московские улицы тонут в дождях, но представьте ливень, от которого комбинированные сети вытесняют микс ливневки с (да, той самой) канализацией прямо в вашу чистую ванную комнату.

Однако московская ливневка со времен системного благоустройства в 2015 году все равно вышла в топ обсуждаемых городских проблем. Она стала мифическим персонажем, живущим под землей и преграждающим дорогу горожанам. Когда я работала над программой «Моя улица» с КБ Стрелка, предварительные концепции улиц отправлялись в мэрию и проходили согласования с ведомствами на стадии проекта, когда и возникали правки. Данные о подземных сетях засекречены, и у ведомств пока нет отработанных инструментов коммуникации. Так, приходилось пересогласовывать расположение бортов, кабелей и решеток с разными департаментами по мере уточнения деталей. Мне повезло, что к моменту реализации моего проекта — а я вела исследование, дизайн-проект и надзор за благоустройством Пречистенки — мэр Москвы уже издал распоряжение о перекладке подземных коллекторов в рамках программы. Для эффективного результата важна последовательность — и если при ремонте работы ведутся сверху вниз, то при благоустройстве — снизу вверх.

Воде нужно место. Московской воде отвели место под землей: Неглинка, Пресня, Хохловка — эти улицы идут над заключенными под землю малыми реками, в которые сегодня собираются ливневые стоки. В эти вместительные коридоры вода может поступать при грамотной вертикальной планировке и отсутствии преград, например мусора в решетках.
другая парадигма
Для избежания «эффекта ванны» принципиален выигрыш времени. Помимо готовности инженерной структуры, нужна резервная пропускная способность — места накопления и абсорбции воды. В международной практике эта система называется зеленой инфраструктурой и активно практикуется на уровне городских и федеральных программ. Так, в Нью-Йорке при грамотной организации зеленой кровли можно получить налоговый вычет за снижение нагрузки на водосток, так как зелень удерживает ливневую воду. Это комплексная работа — от районных сообществ до федеральных агентств, где все участники понимают важность зеленых систем наравне с сетями для снижения рисков затопления. Передача воды от вскрытых ручьев, «ливневых садов» и организованных низин ведется в коллектор постепенно, не преграждая путь, но и не провоцируя подпор в перегруженной сети.

Парадигма «жизни с водой», зародившаяся на родине «ветерана» наводнений — Нидерландов, основана на использовании природных решений в дополнение к традиционной гидрологической инфраструктуре.
Идея в том, чтобы принять природу воды и давать ей место — в противовес исторической практике заграждения и запечатывания в коллектор.
Интеграция идеи в законодательство и нормативы поддерживает развитие природных систем в городе и уважение к ним не только как к эстетическому, но и как к прагматическому, инфраструктурному компоненту. И главное — создает связную экосистему регулирования воды, так называемые зеленые и синие коридоры.
Сценарии для Москвы
Глобально приняты три способа работы с риском затопления: сопротивление, размещение и релокация. Как показывает опыт Нидерландов, сопротивление — это тактика, а не стратегия, и в результате попытка удержать стихию оканчивается крахом.
Вариант релокации, или ухода от проблемы, широко обсуждается и применяется в самых экстремальных случаях затопления (Луизиана и целый город, переселенный в другой в результате ежегодного роста уровня Мексиканского залива).

Гибридная инфраструктура помогает найти консенсус: разграничить антропогенные и природные системы и интегрировать их воедино в профиль улиц или в открытые городские пространства. Проблемная зона в данном случае — вопрос администрирования. За природными решениями в системе улиц надо следить — и в этом важно участие как городской власти, так и экспертов, и локальных сообществ. Интегрированная система требует и межправительственной коммуникации. Синхронизация работы департаментов — повсеместно сложный процесс, но результат того стоит. Горожане страдают от неудобств стройки единожды — вместо многократного вскрытия улиц, и это повышает благополучие и экономит бюджет. Ну и в дополнение к эффективному взаимодействию нужны грамотные инструменты. Стратегии воды в городе, устойчивого развития и зеленые мастер-планы достаточно гибко фиксируют заключенные решения и дальнейшие шаги по реализации и уходу.
Но для этого городу надо сделать выбор: быть против воды или быть с водой.