»
Анна Филиппова, ведущий архитектор, специалист по градорегулированию в проекте «ДАЛЬ»

Как сделать регламенты для АГО, которые будут работать?

В этом году законодательно вводится новый обязательный инструмент регулирования внешнего облика застройки – АГО, или архитектурно-градостроительный облик. Согласование АГО стало обязательным условием для получения разрешения на строительство.

Разбираемся, что такое АГО, для чего он нужен и как разработать его в помощь, а не нагрузку городам и их историческим центрам.
Что такое АГО
Архитектурно-градостроительный облик объекта (далее АГО) — требования к внешнему облику объекта капитального строительства, которые включают в себя не только объемно-пространственные и архитектурно-стилистические решения, но и требования к цвету и материалу фасадов, а также к архитектурной подсветке.

Теперь будут регулироваться не только габариты зданий, их расположение на участке, но и внешний облик застройки. На самом деле инструмент не новый – в 2021 году данная процедура согласования была исключена из числа исчерпывающих процедур в строительстве, но продолжала действовать в городах федерального значения и отдельных регионах (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). В Москве этот инструмент также известен как АГР (архитектурно-градостроительное решение).

Но если раньше достаточно было внести неполные требования к АГО непосредственно в Правила землепользования и застройки, то с 1 сентября согласование АГО объектов капитального строительства будет осуществляться по-новому.
Зачем нужен АГО
Комплексно проработанные и четко прописанные требования к АГО помогут сгладить контраст между новой и исторической застройкой; задать правила, по которым городская среда будет развиваться чуть более предсказуемо, создать понятные правила регулирования, помочь в выражении идентичности.

С какими проблемами при внедрении АГО можно столкнуться и как их решить?

Проблема #1: У муниципалитета нет компетенций для квалифицированной оценки архитектурного качества проектов

Решение: Во-первых, стоит прописать требования, указанные в новом постановлении, максимально чётко. Они должны включать в себя конкретные и измеримые показатели, чтобы исключить возможность вольной интерпретации.

Во-вторых, стоит создать экспертный совет, в состав которого могут войти архитекторы, урбанисты, экономисты, городские активисты, историки и местные краеведы. Вопросы архитектурного облика, планировочных пространственных решений должны быть отнесены к ответственности профессионалов, а задача муниципалитета — в соблюдении всех требований безопасности зданий и сооружений.

Проблема #2: Нет диалога

Зачастую проектировщики регламентов работают обособленно и не взаимодействуют с будущими пользователями документа, который они разрабатывают. Так АГО превращается не в эффективный документ регулирования, а в обременяющий груз для города.

Решение: Чтобы регламенты не получились безвыходными, над разработкой самих требований необходимо работать совместно со всеми заинтересованными лицами и пользователями: представителями муниципалитета, местными экспертами, историками, краеведами и активистами.
АГО уничтожает самобытность или нет?
Границы территории действия регламента определяются разработчиком АГО, исходя из нескольких факторов, основными из которых являются особенности планировочной структуры города, морфология застройки.функциональное зонирование и перспективы развития территории.

Соответственно, зоны действия АГО могут распространяться как на исторический центр, так и на зоны новой застройки. Набор параметров и требований при этом может существенно отличаться.

Основная задача АГО в историческом центре — сохранение морфологических и символических кодов исторического наследия. Трансляция данных кодов на новою застройку может происходить через некий фильтр, который будет пропускать только важные характеристики и отсекать второстепенные. Важные характеристики — это те основные паттерны, по которым мы можем идентифицировать городскую среду: ритмика фасада, детали и пластика, его членение, определенная цветовая палитра, материалы — особенности, характерные для территории.

Для периферии города, не имеющей исторического контекста, регламент может включать переосмысленные паттерны исторического центра для создания плавного перехода к новой застройке. Иной сценарий может заключаться в создании намеренного контраста между обликом периферии и центра города и формированием новых визуальных акцентов.
Как передать айдентику города через АГО?
Чтобы регламенты были релевантны исторической среде, но при этом их требования не получились жесткими и непригодными, необходимо соблюсти рецепт их создания.

С чего можно начать:

  • детальное исследование городской среды (осознанное и неосознанное («дух места») восприятие городской ткани;
  • анализ морфологии городского пространства;
  • бенчмаркинг действующих градостроительных документов, например, при помощи «Норматеки».
Это даст крепкое обоснование для написания самих требований АГО:

  • подробные градостроительные исследования дадут понимание планировочной структуры застройки и требования к ее объемно-пространственным характеристикам – требования к участкам, расположению зданий на участке, габаритам застройки, требования к высоте застройки, крыше и ее элементам;
  • исследования визуального восприятия города и некого «духа места» территории помогут с требованиями к цветам и материалам, подсветке;
  • учитывание специфики экономики города и перспектив его развития — создание применимых на практике требований, учитывающих все аспекты, в том числе экономические.
АГО как новый инструмент регулирования при осмысленном подходе сможет на законодательном уровне решить все существующие проблемы как на уровне разработки регламента, так и на уровне его согласования.

К сожалению, сейчас не существует инструментов, должным образом защищающих среду, если та не является объектом культурного наследия, либо историческим поселением, а АГО — возможно, первый инструмент, который поможет сохранить айдентику места.