Наталья Цинк, руководитель регионального центра компетенций Челябинской области
»

Как живет и работает
РЦК-«середнячок»

Про успехи флагманских региональных центров компетенций, или РЦК, мы знаем много. Многим из них скоро исполнится пять лет, они пользуются поддержкой региона и умело распоряжаются ресурсами. А каково живется РЦК, который появился только полтора года назад? Каких ошибок удалось избежать и нужно ли бежать вдвое быстрее, чтобы догнать? «кто твой город» поговорил с Натальей Цинк, которая руководит РЦК Челябинской области.
Как создать рцк
Как и во всех регионах, мы создавались как показатель федерального проекта. Именно по этой причине. Инициаторами создания нашего РЦК было Министерство строительства РФ и Минстрой Челябинской области. Юридически РЦК появился в ноябре 2021 года, а фактически мы начали работать в марте 2022 года. Тогда в штате было четыре человека: я как руководитель, бухгалтер, два человека на мониторинге показателей проектов и ни одного архитектора. Учредители заложили нам функционал по реализации программы «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС), всероссийского конкурса, а также ведение реестра лучших муниципальных практик и мониторинговое направление, где мы курировали реализацию программы формирования комфортной городской среды и оценку индекса качества городской среды.
Почему важно быть под правительством
Конечно, существует много возможностей, когда региональный центр находится непосредственно под правительством. Вероятнее, это одна из причин, по которой они стали передовыми. Ведение всех процессов под началом главного единого источника помогает комплексно взаимодействовать со всеми структурами и оперативно решать возникающие вопросы/проблемы. Напротив, у многих РЦК, которые созданы под ведомствами, есть перекос в то направление, за которое отвечает министерство. Мы автономная некоммерческая организация под Минстроем, статуса советника губернатора у меня нет.

В Челябинской области все муниципальные образования становятся участниками ФКГС. Мы знаем, что другие регионы пошли по иному пути: там участниками программы становятся только те города, у которых есть проект и ведется его проработка, есть выявленная идентичность территории или хотя бы интересные идеи.

Наша АНО полностью финансируется из областного бюджета. У нас вообще нет направления коммерческой деятельности, и это большой минус для нашего штатного расписания и заработных плат, которые составляют около порядка 45 тысяч рублей (в зависимости от должностных обязанностей). Это очень мало. И поэтому привлечь высококвалифицированные кадры в такие РЦК, конечно, сложно. Мы решили сделать упор на работу со студентами местных вузов. Мы говорим: «Приходите к нам, стройте свое портфолио, мы будем рассказывать о вас и о том, что вы работаете в наших проектах. Для вас это точно будет быстрый старт». Хотя мы понимаем, что такими действиями способствуем тому, что долго студенты у нас не задержатся, все же верим: наши люди останутся с нами.
что позаимствовать у других
Мы смотрели на опыт наших соседей, ездили в Самарскую и Свердловскую области, очень много работали с Башкортостаном. Помог чат РЦК, который создал руководитель РЦК Удмуртии, где мы задавали вопросы, когда разрабатывали свою нормативку.
Как выстроить структуру РЦК
На старте наш бюджет составлял около 20 млн рублей, сегодня это 35,2 млн в год. Сейчас в нашей команде 25 человек. У нас три основных отдела. Отдел архитектуры — те, кто работает в полях, на территориях муниципальных образований. Сначала в отделе было три архитектора, но таким составом мы не могли решать те задачи, которые перед нами ставились. Благодаря встрече с губернатором, где мы обозначили свои проблемы, нам в структуру добавили еще пять архитекторов. На сегодня открыто три ставки, потому что сложно заиметь людей на такие зарплаты.
Отдел мониторинга наблюдает за реализацией национальных проектов в части комфортной городской среды, координирует и следит за результатами выполнения работ по благоустройству в муниципалитетах. А информационный отдел как связующее звено находит все самое интересное и рассказывает об этом в соцсетях. Также отдел на постоянной основе проводит для специалистов муниципалитетов обучающие мероприятия по разным направлениям.
Как разобраться с зарплатами
В разы больше зарплаты у тех РЦК, которые были созданы в форме автономных некоммерческих организаций или фондов, где у них предусмотрена в том числе коммерческая деятельность. Думаю, и мы, как РЦК, могли бы на коммерческой основе брать проекты в муниципальных образованиях. Тогда было бы больше возможностей сохранить команду и привлечь сотрудников.
Как создавать проекты
Мы очень серьезно стартовали на всероссийском конкурсе. Это наша гордость, потому что мы, наверное, один из последних организованных РЦК, где-то в хвосте. За год работы РЦК мы подали 14 заявок на конкурс. И взяли максимум побед на регион: это три проекта. Мы смогли организовать сами весь процесс, где-то делали проекты самостоятельно, где-то привлекали проектные организации. Оценка проектов, которые делали наши ребята из РЦК, не ниже в баллах, чем у тех, которые выполняли профессиональные проектные бюро. Для нас было важным привлечь разные бюро, потому что в проектах — не только в Челябинской области — все чаще появляется однообразие. У нас в регионе есть и горнозаводская зона, и степь, есть и промышленность, и природа, и туризм.

Мы организовали работу по индексу качества городской среды с муниципальными образованиями и сейчас пытаемся вовлечь в нее все министерства. Много работаем в сельских поселениях, чтобы изменить ситуацию, при которой благоустройство представляет из себя мощеную площадь, несколько скамеек, и все. Это довольно сложно.

Нам как экспертам уже многое доверяют и поручают разрабатывать проекты, которые интересны для региона. Например, мы сделали методические рекомендации для благоустройства кампусов среднего профессионального образования.

Мы много работаем в направлении исследования городов даже нашей небольшой командой. Много туда вкладываем, и я вижу, как у команды прямо горят глаза.
Как работать с городами
Мы самостоятельно выходили в города, инициировали работу с командами администраций, добирались до руководителей градообразующих предприятий. Нужно было найти в городе тех людей, которые могли бы стать меценатами — где-то на стадии проектирования, где-то на стадии содержания. Появились города, где меценаты оплачивали работу проектных команд на стадии рождения идеи. В области много моногородов. Мы сделали так, что уже на стадии захода в проект предприятия понимают важность и подключаются.

Большая сложность, которая на сто процентов мешает проекту, возникает, когда нет заинтересованности команды администрации. Она участвует, потому что надо участвовать. Если нет глубокого погружения и вовлечения, то это провальная тема. Важно, чтобы глава города был заинтересован. Горожане ведь все это видят. Когда приходишь на проектный семинар и пытаешься что-то донести людям, обычно проходишь все стадии: отрицание, гнев, депрессия, торг, принятие. Первый проектный семинар и финальный ― это два абсолютно разных мероприятия. На последнем все начинают любить друг друга, потому что вместе поработали над проектом и запустили механизм изменений в городе. Если администрация реально в этом участвует, то уже по-другому подходит к тому, что делает в городе.

Синхронизация для нас пока такая загадочка. Мы создали интерактивную карту объектов благоустройства на «Яндекс Картах», где можно узнать о планах и попытаться предусмотреть синхронизацию — где-то по дорогам, где-то по сетям.

Качество синхронизации хромает в том числе и потому, что нам всем нужно работать быстрее. Если объект запланирован к благоустройству на следующий год, то нужно бежать: что-то делать с инфраструктурой, сетями, дорогами, социальными объектами, которые рядом. Этой совместной скорости пока не хватает, чтобы рождались полноценные комплексные пространства.
Что делать, если ФКГС закончится
Мы не опасаемся того, что ФКГС свернется. Во-первых, потому что благоустройство было, есть и будет. Внешний облик городов — как одежда у человека. Во-вторых, есть и другие программы. Например, на стадии рождения в регионе инициативное бюджетирование, где мы будем подключаться к проектам. Я думаю, что инициативное бюджетирование будет помогать дорабатывать, дополнять те общественные пространства, дворовые территории, которые у нас уже есть. Ведь демографическая ситуация, а значит и запросы аудитории, меняется. В общем, есть много вещей, где региональный центр будет нужен. Главное, чтобы это понимали власти субъектов.
В конце лета мы начали разрабатывать проект «Свой остров», потому что столкнулись с тем, что локальные точки пересечения в сельской местности, как правило, остаются неблагоустроенными. То, что интересно в городе, может быть неинтересно в селе. Поэтому иногда логичнее и нужнее обустроить точку у почты, школы, поликлиники, чем благоустраивать огромное пространство вдалеке от всего. Мы подумали о том, что нужно точечное кулуарное наполнение, что-то наподобие тактического урбанизма. Получился остров — наполнение из поддонов с разным функциональным зонированием с соучастием активных сельчан. Первый пилотный запуск был в селе Октябрьское, где остров культуры помог студентам техникума проводить локальные мероприятия на территории. Мы получили много запросов на такое благоустройство, поэтому будем продолжать.

Анна Дюкова
заместитель директора по развитию общественных пространств и стратегическому планированию
Наш регион первый, где разработаны шаблоны для формирования индекса качества городской среды. Мы заносим разные показатели в платформу ежеквартально, и это позволяет не зависеть от текучести кадров в муниципалитетах и выстраивать системную работу. Есть платформа, мы сделали подробные инструкции, которые позволят любому человеку правильно собрать всю информацию, правильно внести ее, чтобы муниципальное образование получило хорошие результаты.
Как усилить РЦК
Я бы хотела, чтобы вокруг центра формировалось экспертное сообщество, которое может повлиять на городскую среду. Есть много архитекторов, социологов, других специалистов, которые работают на федеральном уровне, но корнями из Челябинской области. Формирование такой организации может повлиять на все направления нашей работы. Челябинск дружественный город и регион. Верю, что мы найдем и придумаем способ объединения таких людей, чтобы это могло работать на территорию.