Мы самостоятельно выходили в города, инициировали работу с командами администраций, добирались до руководителей градообразующих предприятий. Нужно было найти в городе тех людей, которые могли бы стать меценатами — где-то на стадии проектирования, где-то на стадии содержания. Появились города, где меценаты оплачивали работу проектных команд на стадии рождения идеи. В области много моногородов. Мы сделали так, что уже на стадии захода в проект предприятия понимают важность и подключаются.
Большая сложность, которая на сто процентов мешает проекту, возникает, когда нет заинтересованности команды администрации. Она участвует, потому что надо участвовать. Если нет глубокого погружения и вовлечения, то это провальная тема. Важно, чтобы глава города был заинтересован. Горожане ведь все это видят. Когда приходишь на проектный семинар и пытаешься что-то донести людям, обычно проходишь все стадии: отрицание, гнев, депрессия, торг, принятие. Первый проектный семинар и финальный ― это два абсолютно разных мероприятия. На последнем все начинают любить друг друга, потому что вместе поработали над проектом и запустили механизм изменений в городе. Если администрация реально в этом участвует, то уже по-другому подходит к тому, что делает в городе.
Синхронизация для нас пока такая загадочка. Мы создали интерактивную карту объектов благоустройства на «Яндекс Картах», где можно узнать о планах и попытаться предусмотреть синхронизацию — где-то по дорогам, где-то по сетям.
Качество синхронизации хромает в том числе и потому, что нам всем нужно работать быстрее. Если объект запланирован к благоустройству на следующий год, то нужно бежать: что-то делать с инфраструктурой, сетями, дорогами, социальными объектами, которые рядом. Этой совместной скорости пока не хватает, чтобы рождались полноценные комплексные пространства.