»
Эмиль Маркварт, доктор экономических наук, экс-профессор кафедры территориального развития им. В.Л.Глазычева РАНХиГС, экс-руководитель программ магистратуры, МРР


Чему и как должны учить урбанистов

Эмиль Маркварт, много лет возглавлявший программы на кафедре территориального развития им. В.Л.Глазычева РАНХиГС, рассуждает о том, каким должно и могло бы быть отечественное образование в сфере урбанистики.
Это рассуждение я бы предварил двумя замечаниями.

Во-первых, термин «урбанистика», хоть и укрепляется постепенно в профессиональном, журналистском, образовательном сообществах (да и в целом в речи), на мой взгляд, сужает предмет изучения и сознательно акцентирует внимание на урбанизированных территориях. Мне представляется более верным говорить о пространственном и/или территориальном развитии, независимо от типа территорий (населенных пунктов). Но для простоты и краткости мы все же часто используем термин «урбанистика». Во-вторых, мои рассуждения базируются в первую очередь на личном опыте более чем пятнадцати лет работы в различных российских вузах в разных качествах — преподавателя, заведующего кафедрой, руководителя программ, проректора. В том числе последние четыре с половиной года — в качестве руководителя магистерской программы и программ дополнительного образования (в числе которых Master of Public Policy) в области той самой урбанистики в РАНХиГС.
интерес
Мне кажется, что в современном мире интерес к урбанистике значительно вырос, что связано с развитием самого предмета изучения — города в частности и пространства в целом. Постиндустриальный город многомерен, сложен и интересен. Знание о нем, его изучение уже давно перестали быть уделом узких специалистов — архитекторов, планировщиков, экономистов, коммунальщиков. Важно иметь в виду, что в постиндустриальном обществе растет роль человека, его интересов, предпочтений, желаний — они постепенно становятся определяющими для пространственного развития, развития городов. Это ведет к возрастанию роли так называемых мягких факторов привлекательности городов, которые требуют изучения, понимания и развития. Соответственно, в подготовке урбанистов все более важное место занимают гуманитарные науки — социология, психология, антропология. В моем понимании урбанисты должны также обладать серьезными знаниями и навыками в области управления, проектной деятельности, ибо пространственное и территориальное развитие на практике в значительной мере реализуется через проектную деятельность. Специалистам необходимо осваивать и soft skills, позволяющие умело организовывать взаимодействие с различными акторами, работать в команде. Наконец, урбанисты не могут более оставаться узкими специалистами, им нужна междисциплинарность, умение видеть объект объемно, понимать многочисленные и сложно разветвленные связи и последствия. В то же время урбанистика интересна и многим другим людям, которые живут в городах, интересуются ими, хотят быть соучастниками процесса их развития в самых разных формах и проявлениях. Это, в свою очередь, означает необходимость программ, рассчитанных и на подготовку, и на повышение квалификации специалистов, с одной стороны, и программ, позволяющих освоить определенные знания и навыки неспециалистам, с другой стороны.
компетенции
В России (как минимум в Москве и Санкт-Петербурге) уже несколько лет течет вялая дискуссия о том, что есть урбанистика и кто такие урбанисты. Специалисты в области городского планирования и архитектуры нередко и довольно демонстративно заявляют о том, что они не урбанисты, ибо «нынешняя российская (вариант — московская) урбанистика — это сплошное блогерство и проекты благоустройства (именуемого нынче комфортной городской средой)». В то же время многие специалисты прекрасно понимают, что современное пространственное и территориальное развитие — это не только и не столько знание различных нормативов и правил городского планирования, строительства и размещения объектов, сколько профессионально организованный процесс взаимодействия специалистов самых различных профилей (географов, экономистов, социологов, транспортников, экологов и др.), жителей, властей, предпринимателей, нацеленный на достижение определенных целей развития, которые, к слову сказать, должны быть предметом широкого консенсуса. В моем понимании, подготовка специалистов в области пространственного (территориального) развития должна быть нацелена на формирование соответствующих знаний и навыков.
Какими компетенциями должен обладать специалист сферы территориального развития?
Я бы выделил некоторые, наиболее важные, с моей точки зрения:

- умение правильно понимать, формулировать и не упускать из виду цель в процессе деятельности — формирование таких пространств, которые были бы востребованы и воспринимались позитивно не только сегодня, но и в обозримой перспективе;

- знать и воспринимать город или иную территорию не плоско, а объемно, именно как пространство, насыщенное жизнью;

- замечать, изучать, понимать взаимосвязи и взаимное влияние различных аспектов и измерений пространства, научившись не только учитывать, но и использовать их;

- умение коммуницировать, убеждать и убеждаться, взаимодействовать, достигать цели совместными усилиями, работать в условиях горизонтальных связей (на мой взгляд, один из существенных дефицитов в этой сфере сейчас в том, что люди не готовы и не умеют работать совместно вдолгую).


«
Если коротко: уметь наблюдать, делать выводы, убеждать, прогнозировать эффекты (последствия), соотносить интересы и факторы влияния и делать.
стандарт
Глубинная Россия, 2.0
Методические пособия Института управления и регионального развития
На Кафедре Глазычева
Я не уверен в необходимости разработки специального стандарта специальности в области урбанистики (пространственного/территориального развития) — как минимум на данном этапе, когда специальность находится в стадии становления и начального развития. Стандартизацией профессии должно заниматься профессиональное сообщество. Сейчас оно еще не сформировалось, количество специалистов-урбанистов относительно невелико. Собственно урбанистов в России готовят с недавних пор всего несколько вузов. Городские планировщики и архитекторы, социологи города и представители некоторых других, смежных профессий, осваивающие дополнительные компетенции в сфере управления пространственным/территориальным развитием, безусловно, составляют значительную часть этого профессионального сообщества — но все же оно пока относительно невелико.
Думаю, сейчас важнее конструктивный диалог всех заинтересованных лиц о профессии/специальности урбаниста, о компетенциях, которые нужны специалистам в этой области, задачах, которые они должны уметь решать, — позднее можно подумать и о стандартизации профессии.
«
Выскажу свое личное мнение и о форматах подготовки урбанистов. Мне кажется, что здесь ни в коем случае нельзя ограничиваться аудиторными занятиями (чем грешат многие вузы и программы, известные мне). Приобретение знаний и навыков в сфере урбанистики, в моем понимании, наряду с лекционными и практическими занятиями в аудитории, обязательно предполагает исследования, выезды в города и села, внешние наблюдения, общение с разными группами интересов, проектную работу, тренинги, работу в группах, дискуссионные форматы и многое другое. Хорошее образование в целом и урбанистическое в частности невозможно получить дистанционно, в режиме онлайн, ибо большинство перечисленных форм предусматривают интенсивный живой контакт, сотворчество. Сочетание этих форм и форматов позволяет готовить специалистов, обладающих знаниями и навыками, необходимыми в дальнейшей работе, пониманием реальных проблем пространственного развития и возможных подходов к их решению.