»
Дмитрий Наринский,
профессор Высшей школы урбанистики ВШЭ
Как дела у КРТ


Закону о введении механизма комплексного развития территорий (КРТ) исполнилось два года. Этот механизм позволяет расселять ветхий жилой фонд и сносить непригодные для жилья здания, а также модернизировать городские пространства с привлечением средств девелоперов и инвесторов. К 2022 году практически все регионы России отчитались о том, что завершили принятие необходимой региональной нормативной базы. О том, почему КРТ перечеркнул генпланы, как на регионы свалилась неожиданная ответственность и что они с ней делают, рассказывает профессор факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики ВШЭ Дмитрий Наринский.
Слом схемы
КТР ― аббревиатура, которая обозначает «комплексное развитие территорий». Это понятие было введено отдельным федеральным законом в конце 2020 года. Появилась целая новая глава Градостроительного кодекса, которая посвящена КРТ. Далеко не каждое нововведение сопровождается таким событием. С одной стороны, это подчеркивает важность инструмента, с другой — говорит о том, что он не вписался ни в одно из действующий положений.
Тем самым КРТ изначально было поставлено вне общего ряда существующих инструментов регулирования градостроительной деятельности. Фактически принятие этого закона означало, что все существовавшие до этого инструменты регулирования оказались неэффективны.
«
В начале 2021 года Минстрой потребовал от всех регионов разработать и принять нормативно-правовые акты, которые бы регулировали применение механизма КРТ на местах. Это тоже уникальное событие. Прежде федеральные власти стремились самостоятельно определять все, что касается градостроительной деятельности. Теперь же федеральный центр, как и в ситуации с эпидемией COVID-19, дал регионам гораздо больше полномочий и самостоятельности, вместе с тем переложив и ответственность за последующие удачи и неудачи.
Чья ответственность
За несколько десятилетий в градостроительной деятельности сформировалась привычка, что всё регулирует центр.
И система отбора кадров, и критерии принятия решений строились по принципу «думать не надо, надо выполнять». А теперь сложилась ситуация, когда нужно думать.
«
Уровень ответственности на региональном уровне неожиданно вырос в разы. В таком масштабе это случилось впервые.

Регионы попали в сложное положение. Субъекты оказались не в состоянии сами сформировать качественную нормативно-правовую базу. Московская область стала первой, кто принял соответствующий закон, но при внимательном ознакомлении критики он не выдерживает. Многие принялись копировать то, что было принято в Московской области, и системные ошибки стали распространяться по всей стране. Тем не менее регионы в конце 2021 года отчитались о принятии соответствующих законов. Многие регионы уже запустили эти проекты. Большинство из них находятся в финальной стадии проектной документации, вышедших на стройку я еще не знаю.
Сила давления
Сегодняшний посыл из федерального центра о том, что регулирование должно быть разным в разных регионах, ― абсолютно правильный. Покупательская способность и сложность реализации проектов в регионах не сопоставимы.
Реализовать даже самое простое жилищное строительство на Камчатке в десятки раз сложнее, чем в Московской области. Инструменты регулирования не могут быть одинаковыми.


«
У КРТ была глобальная идея: давайте поощрять девелоперов и создавать преференции для развития территорий. При этом был взят опыт тех регионов, где изначально спрос на застройку был настолько высок, что расчет на активность девелоперов был оправданным.

В законе было важным определить взаимоотношения органов исполнительной власти и девелоперов. Московская область зашла с позиции ограничений и сделала дополнительный фильтр, не предусмотренный федеральным законодательством: здесь ввели правило о том, что перед принятием решении о КРТ инвестору нужно разработать мастер-план, что удлиняет и удорожает цепочку принятия решений. Это правильно, ведь в регионе фиксируется колоссальный спрос на застройку. В других регионах это далеко не так, они даже это осознают, но все равно пытаются применить те же принципы, которые заложила Московская область. А потом удивляются: почему девелоперы не стремятся реализовывать проекты КРТ?
Крест на генплане
Решение КРТ может применяться вне зависимости от генерального плана, правил землепользования и застройки и других ранее принятых документов. По сути это признание: то, что мы делали 15 лет, с 2005-го по 2020-й, не получилось. План обеспечить градостроительную деятельность качественными документами территориального и градостроительного зонирования провалился. Нам по факту сказали: мы обернулись, посмотрели, как нагородили генеральных планов, напринимали правил землепользования и застройки, и понимаем, что на самом деле ничего не вышло.

Законом о КРТ по сути перечеркнули генеральные планы. Почему так произошло? Генпланы превратились в настолько зарегулированный документ, что стали очень тяжелы как инструмент управления. Девелопер не может реализовать ни один проект без внесения изменений в генеральный план, а с момента разработки концепции до внесения в нормативные документы может пройти два-три года. Поэтому генпланы стали формальной отчетностью.
При этом не принято решение и об отмене Генпланов. Создается уникальная ситуация, когда при существовании одной системы регулирования мы параллельно строим другую.


«
Между генпланами и КРТ есть и другое важное отличие: генеральные планы разрабатывались во многом как планы экстенсивного развития на новых территориях. КРТ ― это в значительной степени задача по развитию имеющихся территорий в границах населенных пунктов.
На поводу у застройщика?
Девелопер в 2012 и в 2022 годах ― разные сущности. Сейчас у девелопера другие потребности и запросы. Мелкие девелоперы вымерли, а практически все крупные игроки так или иначе связаны с государством. Но профиль девелоперов может поменяться еще сильнее. В рамках КРТ есть принцип, который приобретает все большее значение: это реализация проекта уполномоченной компанией. Поэтому при реализации КРТ ставку будут делать на компании с госучастием в лице регионов. В этом заключается один из скрытых драйверов развития. Создается правовая основа для стимулирования субъектов создавать свои региональные строительные корпорации. Меньше половины регионов к осени 2022 года создали подобные юридические лица, но это колоссальная возможность для регионов в будущем.
Новые правила игры
Федеральное правительство действует и кнутом, и пряником. В качестве второго — инструменты, которые призваны предоставить наиболее готовым к применению КРТ регионам существенную финансовую поддержку. Есть инфраструктурные облигации, инфраструктурные бюджетные кредиты и другие способы.
На глазах меняются правила игры. Раньше возможности региона были основаны на лоббистском потенциале того или иного губернатора. Теперь появляется конкурсная модель защиты проектов.


«
Федеральное правительство как бы говорит регионам: давайте вы нам продемонстрируете, что готовы тратить деньги осмысленно. И выясняется, что многие регионы не в состоянии разработать хороший проект. Многолетняя обкатка была на проектах создания комфортной городской среды. Теперь эта модель взаимодействия центра и регионов переносится на проекты в тысячу раз крупнее. Есть вероятность, что конкурс проектов КРТ будет проводиться по аналогии с конкурсом на комфортную городскую среду, только в значительно большем масштабе.

Я думаю, что переход на новые рельсы будет происходить по ускоренному сценарию. Кризисные явления будут подстегивать всех шевелиться быстрее. Правительство будет всячески сужать другие возможности получения средств. 2023 год станет переломным, и к его концу мы увидим список регионов, которые смогли выйти в лидеры, научившись играть по новым правилам.