В этой колонке я развиваю два тезиса о муниципальном управлении. Первый: результативность местной власти в улучшении городской среды можно обеспечить даже в нынешних, централизованных условиях. Второй: политическая осознанность может стать главным двигателем преобразований, но не через ужесточение требований к местной власти снизу, а путем стремления к непосредственному участию в исполнительной власти или ее поддержки. Через эти два тезиса я сопоставляю образы муниципалитета-предпринимателя и муниципалитета-бюрократа, крайне отличающихся в своем функционировании.
Повторим базовые знания о муниципальном управлении: в России установлена трехуровневая система власти — федеральная, региональная и местная. Местным (муниципальным) уровнем в городах федерального значения (Москва, Петербург, Севастополь) считается муниципальный округ, то есть район, а для всей другой России муниципальный уровень — это городской округ. Каждый из уровней власти делится на три ветви: судебную, законодательную (куда входят депутаты, они могут собираться раз в неделю или месяц, не получая за это зарплату) и исполнительную (тот, для кого это непосредственная работа, — например, главные архитекторы городов), которой и посвящена эта статья.
Уверенность в том, что команда муниципалитета может привнести новое качество жизни горожан даже при централизации принятия решений на федеральном уровне, обусловлена множеством частных примеров из российской практики последних лет. Чтобы повысить качество муниципального управления, на позиции глав городов и начальников бюджетных учреждений часто приглашают предпринимателей (лишь некоторые примеры — Дербент, Липецк и Зарайск).