»
Татьяна Журавлёва, урбанистка,
руководитель КБ Полис
Город для женщин:
миф или необходимость
Урбанистка и руководитель КБ Полис Татьяна Журавлева анализирует понятие «гендерная урбанистика» и рассуждает о том, почему важно говорить о комфорте женщины в городе.
В разговоре о гендерной урбанистике на первый план всегда выходит слово «женщина», хотя количество гендеров за последние несколько лет сильно увеличилось. При добавлении слова «гендерный» к любому из аспектов градостроительства также подразумеваются инклюзия, равенство и безопасность. В каждом из этих аспектов женщина (как правило, с детьми) оказывается на одной позиции с людьми с ограниченными возможностями — как наиболее уязвимый субъект. Исследования гендерных вопросов в урбанистике — мобильности, рынка труда, уровня бедности — также приводят нас к тому, что женщинам в городе некомфортно.

Впервые системное исследование комфорта женщины в городе было проведено в 1996 году (да, всего лишь) в Вене. Результаты наблюдения за поведением мальчиков и девочек различных возрастов в парках города показали, что женщины и мужчины по-разному понимают и используют городскую среду. Это привело к множеству практических решений — например, к изменению схем движения венского общественного транспорта. И мужчины, и женщины используют транспорт для передвижения в режиме дом — работа — дом, но делают это по-разному: к маршруту женщины добавляются детские сады (и дети), магазины (и пакеты в руки), поликлиники и аптеки, родительские дома и другие места, которыми зачастую пренебрегают, потому что это по дороге.

Другое интересное наблюдение из исследования — о мобильности: женщины преимущественно используют общественный транспорт или ходят пешком, тогда как мужчины передвигаются на собственном авто. Это также привело к переменам: тротуары стали шире (мы помним про то, что по дороге к женщине добавляются сумки и дети), а маршруты транспорта — сложнее.

Вывод о том, что девочки старше девяти лет реже посещают парки, подтвердили опросы в Лондоне 2012 года: 43% девушек обозначили, что подвергались уличным приставаниям; а в Париже 2013 года каждая четвертая была напугана во время прогулки по городу. Таким образом, выбирая между выйти в парк и остаться дома вечером, девушки делают выбор не в пользу городской среды.
Набор решений известен последние двадцать лет: достаточное освещение, качественная эксплуатация публичных пространств и приоритет пешеходам. Кажется, что это универсальные блага для любой категории пользователей города — при чем здесь женщины, ведь едва ли мужчины любят темные пространства, где грязно и дурно пахнет?
Различия появляются с возникновением роли матери и присущими ей вопросами: где поменять подгузник, удобно ли подниматься в подъезд или заходить в автобус с коляской, достаточно ли парковок возле соцучреждений и можно ли достать из машины ребенка в переносной люльке? Да, все эти функции может выполнять и отец. Однако золотой принцип формирования инклюзивной среды — идти от самого уязвимого, то есть продумывать концепцию для наиболее незащищенной категории пользователей. Дальнейшее — вопрос компромиссов: от каких параметров можно отказаться и как сделать среду нейтральнее. Советские города с точки зрения нейтральности — чемпионы: в них не было ни женщин, ни мужчин, ни людей с ограниченными возможностями, только граждане Советского Союза. Сейчас ситуация меняется и количество компромиссов сокращается — например, мы начали проектировать пандусы и комнаты матери в парках. Пусть точечно и на отдельных пространствах, но все-таки.

Еще один важный нюанс, который наблюдается во всех рассматриваемых выше примерах, — смешение ролей.
Употребляя словосочетание «город для женщин», мы представляем классический вариант патриархальной семьи, в которой женщина не работает (либо ее работа мало что значит) и отвечает за быт. Но многое поменялось: женщина села за руль и начала делать карьеру, делегируя партнеру и другим людям (и доставке наконец) часть задач.
Простая иллюстрация смешения ролей — это возможность передачи женщине управленческой функции: например, 82% респондентов в Москве видят женщину главой города, в Екатеринбурге — 48%, а в Саратове — 43%. И даже 42% не против женщины-президента.

Если пристально наблюдать за женщинами и мужчинами в городе, можно сделать его комфортнее для обоих. Например, женщины в среднем в 3—4 раза чаще ходят в туалет в течение дня — так почему бы не сделать больше женских туалетов в общественных местах и заодно избавить от очередей и мужчин? Нужно быть просто внимательнее друг к другу, будь то жители города, соседи или ближайшее окружение.

Так нужна ли вообще гендерная урбанистика? Да, и вот еще несколько примеров.
Во-первых, когда часть общества начинает настаивать на том, что в подъезд неудобно заезжать на инвалидной коляске, и к этой части присоединяется другая, с детской коляской, — слышно лучше, а значит, и изменения происходят быстрее.
Во-вторых, вопрос о безопасности — по-прежнему женский вопрос, в том числе на поле урбанистики. И наконец, равенство доступа и сбалансированность в управлении — корпорацией, парком, городом — еще один важный сюжет, о котором необходимо говорить в гендерном ключе. Смешение ролей женского и мужского без перегибов и оскорблений позволяет находить решения для самых сложных и нетривиальных задач. Мы просто пока не научились этим пользоваться.