В разговоре о гендерной урбанистике на первый план всегда выходит слово «женщина», хотя количество гендеров за последние несколько лет сильно увеличилось. При добавлении слова «гендерный» к любому из аспектов градостроительства также подразумеваются инклюзия, равенство и безопасность. В каждом из этих аспектов женщина (как правило, с детьми) оказывается на одной позиции с людьми с ограниченными возможностями — как наиболее уязвимый субъект. Исследования гендерных вопросов в урбанистике — мобильности, рынка труда, уровня бедности — также приводят нас к тому, что женщинам в городе некомфортно.
Впервые системное исследование комфорта женщины в городе было проведено в 1996 году (да, всего лишь) в Вене. Результаты наблюдения за поведением мальчиков и девочек различных возрастов в парках города показали, что женщины и мужчины по-разному понимают и используют городскую среду. Это привело к множеству практических решений — например, к изменению схем движения венского общественного транспорта. И мужчины, и женщины используют транспорт для передвижения в режиме дом — работа — дом, но делают это по-разному: к маршруту женщины добавляются детские сады (и дети), магазины (и пакеты в руки), поликлиники и аптеки, родительские дома и другие места, которыми зачастую пренебрегают, потому что это по дороге.
Другое интересное наблюдение из исследования — о мобильности: женщины преимущественно используют общественный транспорт или ходят пешком, тогда как мужчины передвигаются на собственном авто. Это также привело к переменам: тротуары стали шире (мы помним про то, что по дороге к женщине добавляются сумки и дети), а маршруты транспорта — сложнее.
Вывод о том, что девочки старше девяти лет реже посещают парки,
подтвердили опросы в Лондоне 2012 года: 43% девушек обозначили, что подвергались уличным приставаниям; а в Париже 2013 года каждая четвертая была напугана во время прогулки по городу. Таким образом, выбирая между выйти в парк и остаться дома вечером, девушки делают выбор не в пользу городской среды.