лет конкурса малых городоВ. ЭКсперты конкурса о том, как он меняется
5
1 июня завершился прием заявок на VIII Всероссийский конкурс лучших проектов комфортной городской среды для малых городов и исторических поселений. Конкурс реализуется по поручению президента РФ с 2018 года. За это время в 800 городов-победителей направили более 50 млрд рублей из федерального бюджета. Пока вы празднуете окончание работы, поговорили с экспертами разных лет о том, как менялся конкурс и что из себя представляет сейчас.
Как изменился конкурс за 5 лет
Дмитрий СосниН
За 5 лет конкурс претерпел серьезные формальные изменения, связанные с правилами организации процедуры. Во-первых, расширялась планка численности населения городов, которые имеют право участвовать в нем. Если первые несколько лет заявки могли подавать только города с численностью до 100 тысяч человек, то в прошлом году получили возможность участия и города с численностью до 200 тысяч человек. Можно поднять вопрос о том, насколько это соответствует первоначальному замыслу. Конкурс был задуман как отдельный механизм получения финансирования именно для малых городов, потому что им сложно конкурировать с крупными по организационным и ресурсным возможностям. Сейчас получается, что эта граница размывается.

Во-вторых, увеличивается общий фонд конкурса. Если вначале он составлял 5 млрд рублей, то потом финансирование совокупно увеличилось до 10 млрд и в этом году даже до 20 млрд. То есть несмотря на пандемию и геополитическую ситуацию, формирование комфортной городской среды остается приоритетной для государства темой.

В-третьих, делается попытка устранения дисбаланса в географии проектов-победителей. Мы в РАНХиГС проводили исследования распределения победителей. В первые годы конкурса выигрывали преимущественно заявки из Приволжского и Центрального федерального округов, а из Сибирского и Дальневосточного чаще отклонялись. В этом году мы наблюдаем запуск специального конкурса для населенных пунктов Дальнего Востока. Я оцениваю это как положительную меру, которая позволит создать комфортные городские пространства в городах с более сложными климатическими и географическими условиями.
ОЛЕГ РЫЖОВ
Изначально конкурс был очень хорошей и перспективной идеей, на него возлагались большие надежды. И теперь, по прошествии 5 лет, понятно, что надежды оправдались и конкурс превратился в эффективный инструмент. Среди основных изменений: серьезный рост как качества самих конкурсных проектов, так и профессионализма региональных команд. С помощью конкурса получилось накопить существенный опыт анализа ошибочных решений, что в свою очередь повлияло и на улучшение качества заявок, и на общий уровень реализации проектов.

Кроме улучшения состояния городской среды повышается предпринимательская активность населения и увеличивается количество рабочих мест. Это в свою очередь влияет на замедление оттока населения малых городов и на рост вовлеченности жителей в участие в проектах.
Как изменилось качество заявок
АРТЁМ ГЕБЕЛЕВ
Самое главное, что появился опыт реализации подобных проектов, позволивший участникам проделать серьезную работу над ошибками.

Кроме того, конкурс побуждает ставить амбициозные задачи в области благоустройства, например предлагать оригинальные решения, нестандартные материалы и так далее. Я помню, как после первого конкурса многие жаловались, что им было непросто построить то, что придумали архитекторы. Но именно благодаря конкурсу появился опыт, существенно повысилась планка ожиданий от благоустройства
Качество заявок изменилось в десятки, если не в сотни раз: сильно выросли качественно и команды проектировщиков, и городские администрации, и центры компетенций и все иные субъекты, так или иначе вовлеченные в подготовку материалов.
Самое главное, что появился опыт реализации подобных проектов, позволивший участникам проделать серьезную работу над ошибками.

Кроме того, конкурс побуждает ставить амбициозные задачи в области благоустройства, например предлагать оригинальные решения, нестандартные материалы и так далее. Я помню, как после первого конкурса многие жаловались, что им было непросто построить то, что придумали архитекторы. Но именно благодаря конкурсу появился опыт, существенно повысилась планка ожиданий от благоустройства.
Как изменилось качество заявок
Во-первых, благодаря конкурсу сформировались сильные архитектурные команды, заметно выросли число и влияние городских активистов, существенный скачок в развитии получили центры компетенций.

Во-вторых, появилось множество действительно комфортных, классных и ярких общественных пространств в тех местах, где этого никогда бы не произошло без конкурса. В свою очередь это повлияло и на эмоциональное благополучие жителей, и на экономическое развитие городов.

В-третьих, конкурс показал преимущества комплексного подхода к реализации городских проектов: администрации городов увидели, как изменения в городской среде влияют на экономику, на настроения горожан. У муниципалитетов проснулся азарт, появилось желание продолжать и развивать тему благоустройства, создавать единые маршруты, законченные благоустроенные фрагменты и т.д.

Руководитель группы экспертов конкурса Николай Прянишников дал нашему изданию развернутый комментарий об эволюции Всероссийского конкурса.
НИКОЛАЙ ПРЯНИШНИКОВ
Реализованный конкурс — самое яркое, сложное и масштабное событие последнего десятилетия в нашей стране. Он показал возможность и важность комплексного подхода к такому уникальному явлению, как город. Привлек внимание общественности к тематике малых и исторических городов и позволил выявить конкретные проблемы территорий, активное население которых долгое время являлось «трудовыми донорами» для больших городов, в том числе мегаполисов.

Присланные на конкурс заявки, а затем и их презентации обнаружили громадный потенциал малых городов, продемонстрировали возможности, нетривиальные решения, побудили думать о будущем, мечтать и консолидировать местные активы, чему способствовал первый критерий оценки заявок — вовлечение в проект местных жителей. И постепенно, шаг за шагом возникло то, что я называю культурой участия.

Уникальность конкурса в том, что он посвящен не чему-то одному (архитектуре, инвестициям, бренду), а связке градостроительных, архитектурных и даже дизайнерских решений с историко-культурными, экономическими и рядом других. Можно сказать, что культура, работа с сообществами и экономика развития легли в его основу. Конкурс – это множественное «И», задача на гармонизацию цветистой сложности места. Это реализации подлинно комплексного подхода, о котором чаще говорят, чем осуществляют.


Именно эта комплексность или, если угодно, сбалансированность предложения и стала предметом анализа экспертных команд, которые детально и по нескольку раз рассматривали все присланные документы, жарко спорили, пытаясь оценить не только сам проект, но и перспективу его реализации, насколько то или иное решение может стать образцом для идущих вослед.
На конкурсе я возглавлял экспертные группы по двум категориям. Первая — самые маленькие города (до 10 тысяч жителей). С ними я работал на первом конкурсе, в 2018 году. Безусловно, они обладают особой прелестью и притягательностью. Сегодня, когда человек в больших городах перегружен информацией, стеснен в плотных потоках движения, зачастую занят на нескольких работах, маленькие городки — это оазисы теплых человеческих отношений, непосредственной связи между главными героями местного развития: администрацией, бизнесом и жителями. Если искать места, где локальные сообщества существуют в их чистом, почти лабораторном виде, то это города, где живет менее 10 тысяч граждан, где оптимальна дистанция между жителями и городскими властями, наиболее зримы реализуемые перемены. И именно в этих городках авторы проектов были весьма изобретательны в технологиях вовлечения местных жителей, так как здесь лучше работает сарафанное радио, все друг друга знают, на деле могут осуществлять общественный контроль за деятельностью муниципалитетов. Существует еще одна особенность малых и маленьких городков: именно там проходит граница между городским и сельским, а возврат к традиционному огородничеству, вообще к природе — один из важнейших трендов современности, популярность которого демонстрирует сельский, или «зеленый», туризм.

Красота. Именно в малых городах к нам ближе всего природа, она на дистанции вытянутой руки; здесь много того, что писатель Сергей Довлатов в своем «Заповеднике» называл «дали». Здесь они повсюду: виды открываются с крутого берега, обрыва оврага, соседнего холма, кургана и даже террикона. Маленькие городки — это заповедники прекрасных видов. Бель-вю. Здесь чаще других городов можно видеть горизонт, а значит — восход и заход солнца. Кроме того, соразмерность, человечность среды — главное преимущество маленького городка. Здесь время течет по-другому, и на эту характеристику как раз и может повлиять проект благоустройства общественного пространства.

Начиная с 2019 года и до настоящего времени я работал с историческими городами — правда, здесь показатель людности оказывается не столь важен: на первый план выходят методы работы с наследием, способы его капитализации. Выяснилось, что во многих городках серьезно занялись собственной историей, многие ссылались на изданные энциклопедии по специфике места. Оказалось, что у маленьких городков нешуточный историко-культурный капитал, который стоит ввести в оборот, и для этого есть все необходимые предпосылки. Тематика наследия достаточно широка: здесь и сакральная история места, военные победы и потери, а также вклад в экономику и развитие страны. Но и тут необходим баланс, умение регулировать вклады от отдельных брендов продуктов и проектов в интегральный код города.

О проектах. Некоторые проекты-отличники порадовали тактичностью понимания городской среды. Для этого многие победители ее заранее исследовали, изучали сообщества, существующий и перспективный «репертуар» событий. Это позволило им войти в конкурс подготовленными, стартовав с определенного продвинутого уровня, реализуя проактивное поведение, которого нам так не хватает в большой политике. Более того, действительно на благоустройство многие годы денег не хватало, да и руки не доходили, но строить отношения в сообществе можно было всегда — нет ничего ценней, чем умные, гуманные, демократичные человеческие отношения. Именно они и есть социальный капитал, и там, где он в наличии, совсем иная атмосфера для совместной работы, а значит, там и результаты лучше.

Другой особенностью конкурса стала работа с локальной идентичностью. Это новая тема, которая вначале отставала от вовлечения, но потом стала привлекающая к себе всё большее внимание экспертов. Важно знать, что существует экономика идентичности, позволяющая внедрять более рациональные решения, используя создаваемые бренды, привлекать больше волонтеров. Здесь много было экзотических идей, как, например, в начале конкурса появлялись музей разбойников или избы скопцов, в ход шли продукты местного производства, герои прошлого, новый дизайн сувениров. Между первой группой критериев (вовлечением) и второй есть тесная связь. От того, насколько серьезные фигуры будут вовлечены в процесс развития города, очень зависит, какие экономические перспективы они смогут задействовать.

А в перспективе — продвижение в область эстетического, формирования волнующего образа места, привлекательного как для горожан, так и туристов, более глубокие обоснования выбора места в городе, всё больше авторы проектов ориентируются на синергию, связи и синхронизацию с другими проектами, реализующимися в городе. Конкурс развивается: новацией этого года стало выделение специального конкурса для поселений Дальнего Востока и увеличения численности жителей городов до 200 тысяч. В первом случае — компенсировать отставание этого региона в предыдущих конкурсах, а во втором — задействовать потенциально сильные поселения. Таким образом мы можем подытожить: конкурс живет и развивается как самообучающаяся, самонастраивающаяся система. Он втягивает в свою орбиту всё новые группы граждан, которые в свою очередь создают новые формы и методики развития. Примером можно счесть местных бизнесменов, посещающих города-победители с целью перенять их опыт.