На конкурсе я возглавлял экспертные группы по двум категориям. Первая — самые маленькие города (до 10 тысяч жителей). С ними я работал на первом конкурсе, в 2018 году. Безусловно, они обладают особой прелестью и притягательностью. Сегодня, когда человек в больших городах перегружен информацией, стеснен в плотных потоках движения, зачастую занят на нескольких работах, маленькие городки — это оазисы теплых человеческих отношений, непосредственной связи между главными героями местного развития: администрацией, бизнесом и жителями. Если искать места, где локальные сообщества существуют в их чистом, почти лабораторном виде, то это города, где живет менее 10 тысяч граждан, где оптимальна дистанция между жителями и городскими властями, наиболее зримы реализуемые перемены. И именно в этих городках авторы проектов были весьма изобретательны в технологиях вовлечения местных жителей, так как здесь лучше работает сарафанное радио, все друг друга знают, на деле могут осуществлять общественный контроль за деятельностью муниципалитетов. Существует еще одна особенность малых и маленьких городков: именно там проходит граница между городским и сельским, а возврат к традиционному огородничеству, вообще к природе — один из важнейших трендов современности, популярность которого демонстрирует сельский, или «зеленый», туризм.
Красота. Именно в малых городах к нам ближе всего природа, она на дистанции вытянутой руки; здесь много того, что писатель Сергей Довлатов в своем «Заповеднике» называл «дали». Здесь они повсюду: виды открываются с крутого берега, обрыва оврага, соседнего холма, кургана и даже террикона. Маленькие городки — это заповедники прекрасных видов. Бель-вю. Здесь чаще других городов можно видеть горизонт, а значит — восход и заход солнца. Кроме того, соразмерность, человечность среды — главное преимущество маленького городка. Здесь время течет по-другому, и на эту характеристику как раз и может повлиять проект благоустройства общественного пространства.
Начиная с 2019 года и до настоящего времени я работал с историческими городами — правда, здесь показатель людности оказывается не столь важен: на первый план выходят методы работы с наследием, способы его капитализации. Выяснилось, что во многих городках серьезно занялись собственной историей, многие ссылались на изданные энциклопедии по специфике места. Оказалось, что у маленьких городков нешуточный историко-культурный капитал, который стоит ввести в оборот, и для этого есть все необходимые предпосылки. Тематика наследия достаточно широка: здесь и сакральная история места, военные победы и потери, а также вклад в экономику и развитие страны. Но и тут необходим баланс, умение регулировать вклады от отдельных брендов продуктов и проектов в интегральный код города.
О проектах. Некоторые проекты-отличники порадовали тактичностью понимания городской среды. Для этого многие победители ее заранее исследовали, изучали сообщества, существующий и перспективный «репертуар» событий. Это позволило им войти в конкурс подготовленными, стартовав с определенного продвинутого уровня, реализуя проактивное поведение, которого нам так не хватает в большой политике. Более того, действительно на благоустройство многие годы денег не хватало, да и руки не доходили, но строить отношения в сообществе можно было всегда — нет ничего ценней, чем умные, гуманные, демократичные человеческие отношения. Именно они и есть социальный капитал, и там, где он в наличии, совсем иная атмосфера для совместной работы, а значит, там и результаты лучше.
Другой особенностью конкурса стала работа с локальной идентичностью. Это новая тема, которая вначале отставала от вовлечения, но потом стала привлекающая к себе всё большее внимание экспертов. Важно знать, что существует экономика идентичности, позволяющая внедрять более рациональные решения, используя создаваемые бренды, привлекать больше волонтеров. Здесь много было экзотических идей, как, например, в начале конкурса появлялись музей разбойников или избы скопцов, в ход шли продукты местного производства, герои прошлого, новый дизайн сувениров. Между первой группой критериев (вовлечением) и второй есть тесная связь. От того, насколько серьезные фигуры будут вовлечены в процесс развития города, очень зависит, какие экономические перспективы они смогут задействовать.
А в перспективе — продвижение в область эстетического, формирования волнующего образа места, привлекательного как для горожан, так и туристов, более глубокие обоснования выбора места в городе, всё больше авторы проектов ориентируются на синергию, связи и синхронизацию с другими проектами, реализующимися в городе. Конкурс развивается: новацией этого года стало выделение специального конкурса для поселений Дальнего Востока и увеличения численности жителей городов до 200 тысяч. В первом случае — компенсировать отставание этого региона в предыдущих конкурсах, а во втором — задействовать потенциально сильные поселения. Таким образом мы можем подытожить: конкурс живет и развивается как самообучающаяся, самонастраивающаяся система. Он втягивает в свою орбиту всё новые группы граждан, которые в свою очередь создают новые формы и методики развития. Примером можно счесть местных бизнесменов, посещающих города-победители с целью перенять их опыт.