подводим
итоги года
с урбанистами
Спросили у практиках о главных итогах года и прогнозах на будущее. На вопросы «кто твой город» отвечали директор программы Кафедры Глазычева РАНХиГС Елизавета Коновалова, основатель бюро М4 Андрей Кобзев, сооснователь агентства пространственных изменений horovod.space Всеволод Окин, сооснователь проектно-консалтинговой компании «Новая Земля» Григорий Соломин,
ИТОГИ ГОДА ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ОТРАСЛИ
ЕЛизавета коновалова, директор ПРОГРАММ кафедры Глазычева РАНХиГС
Для нашей кафедры, да и вообще для образовательных учреждений, ходящий год подкинул много вызовов. Многие эксперты покинули страну, и мы лишились многих прекрасных преподавателей, но это дало возможность проявить себя в новой роли новым, не менее блестящим экспертам.
Андрей Кобзев, СООСНОВАТЕЛЬ М4
В начале года складывалось ощущение, что сфера благоустройства общественных пространств в 2023 году столкнется с серьезным кризисом и количество проектов уменьшится. К счастью, этого не произошло. У нас, например, проектов стало только больше, расширилась география, удалось довести до успешного завершения несколько знаковых для нас объектов.

Например, в начале года мы реализовали яркий и инфраструктурно сложный объект Советская площадь в городе Ялте, Республика Крым. Проект длился три года от стадии инициации до открытия объекта. Также в этом году мы закончили важную работу по реализации Курортного парка в городе Саки. Это город, в котором около 20% жителей — люди с ограниченными возможностями здоровья. Я рад, что нам удалось реализовать парк с максимальным учетом потребности горожан. И, конечно, в перечне значимых проектов нельзя не упомянуть Петропавловск-Камчатский. Помимо учета множества проектных нюансов вроде непростой логистики доставки материалов и отсутствия производств на полуострове, работать в двух настолько контрастных часовых поясах было также физически сложно. Но я надеюсь, уже в следующем году проекты мастер-плана, в рамках которого мы разрабатывали свои объекты, пойдут в реализацию и жители смогут оценить результаты нашей большой работы.
Могу сказать, что я относительно разочаровался в том, как сейчас работают мастер-планы. Я в этом году смог посмотреть на два не взаимосвязанных процесса: разработку и реализацию решений мастер-плана. Мастер-план как продукт требует значительной трансформации в плане своей гибкости — сейчас он плохо интегрируется в систему принятия управленческих решений. Вижу одной из задач профессионального сообщества на 2024 год работу над преобразованием этого продукта.
Всеволод Окин, СООСНОВАТЕЛЬ horovod.space
Думаю, что мы в этом году окончательно вошли в метамодерн — мир, где очень много одновременных истин. Для меня лично и профессионально здесь работа с тем, что этот мир стал слишком многоразным, многополярным, многоистинным, и в какой-то момент он, конечно, на нас повлиял.
Другим важным пониманием стало, что, будучи в некой атомизации, в отделении от государства, далеко не уедешь, поэтому нужно быть в GR так или иначе. И еще одно личное изменение — что я из ремесленника, которого больше всего интересует контентный вопрос, перешел в предпринимателя, в управленца.

Если говорить про проекты, для меня главный проект года — наша компания horovod.space. За этот год из группы фрилансеров она превратилась в структурированную компанию, и я горжусь этим результатом.

Второй по важности профессиональный итог связан с нашей технологией производства. Мы сформулировали и описали продуктовый подход в развитии территорий. Мы работали не просто как пространственники, а как междисциплинарная команда: маркетологи, экономисты, пространственные программисты, сторителлеры, фантазисты и так далее. Во все наши проекты этого года, такие как общественно-культурный центр на Камчатке, Дальневосточный художественный музей в Хабаровске, Новая Анапа, мы заходили через продуктовый подход.

Нам кажется, что сейчас стало возможным говорить о продуктовом подходе в урбанистике в силу двух факторов. Во-первых, это базовый уровень развития отрасли, мы уже перешли в ту сложность проектирования, когда уровень и качество жизни просто повышаются: нужно не просто воду продавать, а ту, на которой написано, что она сделана на экологически чистых производствах в экологически чистых деревнях Северного Кавказа. Во-вторых, экономике тяжеловато, и погоня за каждым процентом маржи очень сильно усиливается. Битва за маржу ведет за собой расчет экономики, придумывание правильных функций, правильных сервисов, маркетинг, упаковку и эффективную продажу продукта.

Вторая важная тема в рамках контента, мы начали в этом году тестировать ее с Высшей школой урбанистики, ― тема искреннего урбанизма: когда развиваешь города и территории просто от любви, исходя из понимания того, как надо относиться ко всему тому, что мы трогаем. Это стало важной частью нашей корпоративной культуры, и мы работаем от любви к этому миру, друг к другу, к заказчикам, к процессам и проектам.
Проект культурного центра в Петропавловске-Камчатском
Григорий Соломин, сооснователь компании «Новая Земля»
Одним из главных итогов года считаю начало работы над арктическими мастер-планами. Мы сейчас работаем над мастер-планом Мурманска и планируем, что это будет еще один шаг в сторону улучшения качества мастер-планирования: в сторону запроса горожан и пользователей города. Работа на этих территориях создает совершенно новые вызовы для городских планировщиков, потому что все решения, которые мы привыкли использовать в других регионах России, там нерелевантны. Вопрос демографии и необходимости удержания там населения все еще остается дискуссионным, поскольку проживание на этой территории связано с развитием экономики и переходом к автоматизации производства.

Кроме интересных вызовов с точки зрения проектных решений в арктическом мастер-планировании надо отметить и организационную составляющую. Это второе поручение в рамках разработки мастер-плана городов после Дальнего Востока. То есть уже сложился определенный механизм реализации мастер-планов, но остается вопрос о том, какие проекты должны быть разработаны в рамках мастер-плана и как они будут финансироваться. Я надеюсь, что этот этап для арктических городов пройдет успешно, как и на Дальнем Востоке.
ПРОГНОЗЫ И ПЛАНЫ На 2024-й
ЕЛизавета коновалова, директор
кафедры Глазычева РАНХиГС
Наш опыт начинают перенимать в том числе и за рубежом, в особенности в странах СНГ. Следующий год мы начнем с поездки с бакалаврами в Кыргызстан, где наши студенты будут участвовать в дискуссии о роли креативных индустрий в городском развитии. Думаю, что в ближайшем будущем мы сможем увидеть более доверительное отношение к российским экспертам, а также адаптацию российского опыта развития территорий в других государствах.
Андрей Кобзев, СООСНОВАТЕЛЬ М4
Мне бы очень хотелось, чтобы проекты стали более комплексными и крупными. Если сейчас средняя стоимость реализации инфраструктурного проекта в городе до 50 млн рублей, то через год хотелось бы прийти к синхронизации работы по разным направлениям и формированию проектов под 2 миллиарда.


Мы для себя ставим задачу укрепления команды путем развития внутренних компетенций и добавления новых специалистов с опытом работы на всех стадиях проектирования. Заказчикам все меньше нужны красивые рендеры, которые все научились делать, их интересует качественная реализация и умение подстраиваться под более широкий спектр задач.
Парк в Саки (Крым)
Всеволод Окин, СООСНОВАТЕЛЬ horovod.space
Во-первых, мастер-планы. Они будут институализироваться, под них уже появилась финансовая система, они становятся элементами экономических отношений. Вокруг уже есть игроки, которые их разрабатывают, занимаются реализацией. Из матерного слова они превращаются в такое же базовое, как комфортная городская среда, благоустройство и прочее. Это означает, что все города побегут в гонку за получением мастер-планов. Будут дальше всевозможные уточнения вокруг них: туристический, инвестиционный, стратегический, рамочный, гендерно-нейтральный и прочее.

Вторая штука — туризм. Мы только в начале пути, но через два-три года все превратится в стройку. Важно, конечно, спроектировать и успеть зайти в нее правильно. Рост туризма будет колоссальный, игроков огромное количество, но с правовой точки зрения сфера еще не институализирована, и развитие в этом направлении — один из важных трендов ближайших лет.

Третья тема — ИЖС. Развитие индивидуального жилого строительства — тоже отражение стадии развития общества. Оно стареет, богатеет, не хочется жить просто в комнате, а хочется жить на своем участке. В ИЖС заходят огромные игроки, в том числе металлурги, производители из дерева, появляются мастер-планы.

Четвертая тема — новая индустриализация и новая промышленность. Она связана даже не столько с импортозамещением и суверенитетом страны, сколько с тем, что мы пришли к той стадии развития общества, где собственные производство, переработка и инновации становятся достаточно высокомаржинальными, и за их счет можно поднимать ценность своих продуктов. Поэтому я вижу новую индустриализацию одним из трендов — будут расти кластеры и будут появлятся новые лозунги о новых Кремниевых долинах.

Для нас, как для компании horovod.space, план — масштабироваться дальше, превращать компанию в еще более отлаженный механизм. Механизм — это не означает скучно и что мы все будем как роботы, а означает, что все будет четко и мы будем концентрироваться на интересных вещах и не делать лишнего. У нас есть очень развитая стратегическая, консалтинговая, продуктовая часть, но мы планируем также развивать архитектурное направление и направление мастер-планирования.
Григорий Соломин, сооснователь компании «Новая Земля»
Актуальным направлением на следующий год вижу туризм. Все больше запросов на рынке формируется на развитие этой отрасли экономики. Крупные девелоперы выходят на все региональные рынки, и везде есть запрос на учет локальной специфики, культурной и географической. Этот запрос сейчас на рынке слабо реализуем: крупные девелоперы привыкли работать в Москве и им сложно переформатироваться. Однако растущий запрос к локальной экспертизе, на мой взгляд, хорошо повлияет на развитие нашей отрасли.

Что касается планов компании «Новая Земля», то мы продолжаем стратегию интенсивного развития: хотим наращивать компетенции внутри команды, прорабатывать глубже проекты и масштабироваться в их количестве. Мы выстраиваем модель развития внутри компании, где каждый сотрудник может стать полноправным партнером и владеть частью компании. Мы думаем, что это важно для нашего долгосрочного развития. Это позволяет не терять компетенции, передавать свою экспертизу следующему поколению, которые смогут развивать нашу компанию в будущем.

Также стараемся выйти на международный рынок: сейчас уже работаем в Узбекистане, в Таджикистане, в ЮАР, в Киргизии. Есть успехи в странах Карибского бассейна. Расскажем о них, когда будет возможность.

Думаю, что мастер-планы останутся нашим главным продуктом. Наш опыт мастер-планирования востребован не только с точки зрения практики, но и с точки зрения теории. Будем продолжать активно делиться своими наработками. Внутри мастер-планов мы планируем сильнее уходить в работу с историческим центром и природными территориями. Видно, что формируется запрос на работу с такими территориями, потому что это ресурс для развития культурной и рекреационной экономики, а значит туризма, который может обеспечивать устойчивость для малых городов.
Над материалом работала Дарья Шубина