»
Саша Савичев, краевед, архитектор, учитель, выпускник Ре-Школы 2020, программы «Архитекторы.рф» 2022, экс-муниципальный депутат
История как ресурс для развития города
Как развивать любимые горожанами места, делая их интересными для туристов? Почему «сайдинг в истории» — это плохо, а локальности — очень хорошо? И каких впечатляющих результатов можно добиться, если присмотреться к локальным сокровищам? Рассказывает краевед, архитектор, учитель, выпускник Ре-Школы 2020, программы «Архитекторы.рф» 2022, экс-муниципальный депутат Саша Савичев.
Что значит история для развития городов
«История должна учить» — так говорили многие ученые головы еще тысячелетия назад. По моему мнению, история должна помогать развивать город.

Но, как правило, когда история включается в развитие города, она строится на основе популярных фактов, а не на локальностях с их глубиной.

Например, на Урале каждый год в разных городах появляется идея создания очередного «Диснейленда» на основе сборника сказов «Малахитовая шкатулка» писателя П. П. Бажова. Это чревато искажением образов, облика персонажей, фактов, связанных с местами исторической памяти — получается этакий «сайдинг в истории». А если пойти по другому пути — изучить и переосмыслить эти произведения, то можно получить интересный ресурс для осмысления уральской идентичности. Урал — перекресток миров, здесь проживают около 160 народов. Тут наслаиваются культуры, сценарии и образы, уклады жизни. Чего стоит одна знаменитая горнозаводская цивилизация XVIII–XIX веков, воспетая современным писателем Алексеем Ивановым.
Популярный — не значит уникальный, и, чтобы найти локальные сокровища, нужно хорошо потрудиться.

История выражена в разных видах: в материальном и нематериальном, официальном и неформальном наследии — идентичности. Зачастую под «историей» классически воспринимается официальное культурное наследие, со статусом. Это известные здания и сооружения, памятники, музеи, которые в большинстве своем были созданы до 1917 года.

Про историческую среду, ландшафты, градостроительные «сокровища», например про сетку улиц, вековые красные линии или малые архитектурные формы в парке или сквере, про деревья, реки, пруды, вывески магазинов и организаций, видовые точки и панорамы часто забывают. Что уж говорить про здания, которые были построены 40 или 50 лет назад — мол, какая же это история?
Хотя история — это про нас. История города — это история жителей в истории города. И для них чаще всего ценны именно такие объекты и места, называемые локальностями. Локальности вызывают ностальгию, основанную на личных воспоминаниях и семейных историях, преданиях, позитивных, а иногда и негативных, но по-любому запоминающихся. Они вызывают чувство спокойного счастья в этом городе, а об этом не кричат.
Жители тихо следят за состоянием своих локальностей, качество которых становится неформальным индикатором развития города, непосредственно влияет на городской психологический климат.

Порой эти объекты лихо реставрируют или стилизуют в соответствии с определенным периодом времени (зачастую дореволюционным), выдергивая страницы из учебника городской истории, уничтожая то, что знакомо коренному жителю.
Как использовать локальности
Как понять и измерить, развивается город или нет? Какие выбрать индикаторы? Для администрации это, как правило, рост количества жителей, уровня заработной платы, бюджета муниципалитета, количества предпринимателей и производств, уплачиваемых налогов на территории и другое. Сохранение, поддержание и развитие неформального культурного наследия никогда не было официальным критерием оценки работы губернаторов, глав муниципалитетов, хотя это настоящее развитие города в головах и сердцах жителей, которое способно повысить или возродить доверие к тем решениям, которые принимаются.
Сохранение, поддержание и развитие неформального культурного наследия никогда не было официальным критерием оценки работы губернаторов, глав муниципалитетов, хотя это настоящее развитие города в головах и сердцах жителей, которое способно повысить или возродить доверие к тем решениям, которые принимаются.

И примеры изменения подхода уже есть. Масштабный Всероссийский конкурс по благоустройству малых городов и исторических поселений, который инициировал Минстрой и который проводится уже пять лет, серьезно поменял отношение муниципальных администраций к значению локальной истории. Проект на конкурс готовится с вовлечением жителей, сбором сценариев использования места и малых архитектурных форм, переосмыслением и соотнесением с современными функциями и сегодняшней жизнью горожан, смыслами территории. Работа с локальностями стала ключевым нюансом разработки концепций.
В городах обнаружили, что такие места становятся не только ценными для жителей, но могут быть интересны и для туристов. А это значит, что экономика места может начать расти, если задействовать локальности.

Но в процессе разработки концепций также обнаружилось и отсутствие нормально функционирующей системы учета, мониторинга, сохранения ценностей населенного пункта, образования и популяризации среди жителей и, конечно, ремонта, переосмысления и развития.
Что получилось в одном городе
Такую ситуацию мы увидели в городе Сысерть Свердловской области (20 тысяч прописанных жителей / 40 тысяч вместе с дачниками), когда разрабатывали концепцию благоустройства его исторического центра и реализовали проект в 2021 году. В течение трех лет, пока не выиграли конкурс, проект дорабатывался и углублялся, исследовался и переосмыслялся.

Вода на Урале камень точит. Мы проанализировали все, начиная с названия места до сценариев использования лавочек за три столетия. Приведу один пример. В процессе длительных краеведческих исследований было обнаружено, что в саду заводовладельцев Турчаниновых — Соломирских 140 лет назад была установлена садовая скамейка художественного чугунного литья знаменитого на Урале Каслинского завода. При благоустройстве удалось отлить копию скамейки и установить ее на то же самое место, где она когда-то стояла.
Что произошло благодаря тщательной работе с местом в течение пяти лет? Здесь появились разные виды бизнесов: прокаты инвентаря, кофейни, сувенирная лавка, музей на заводе, точки питания, чайный дом с пирожками с черемухой. На заброшенном металлургическом заводе уже три года организуется фестиваль «Лето на заводе», который привлекает в город по 100 тысяч туристов ежегодно. Бизнес и администрация занялась капитальным ремонтом нескольких исторических зданий. Появился крупный инвестор: он приобретает руинированные объекты в историческом центре для комплексного развития территории. В феврале 2022 года историческому центру присвоен статус выявленного памятника — «Достопримечательное место». Готовятся регламенты, чтобы исторический центр был живым и активно развивался в гармонии с исторической средой и наследием, а также создается управляющая компания. Есть и примеры вклада отдельных людей. Екатеринбургский архитектор Никита Жиляков привел в порядок купеческую усадьбу XIX века. И это только начало.

Хорошая новость в том, что история есть везде, а значит, ресурса у нас много.
Чек-лист «Как сделать локальности силой города?»
1. Понять, за что вы любите свой город.

3. Выявить формальные и неформальные ценности города разными методами.

4. Получить обратную связь от местных и неместных экспертов.

5. Собрать и оцифровать материалы — фотографии и чертежи, отражающие развитие городской среды, — вместе с краеведами, журналистами, архитекторами, музеями, учителями, блогерами, администрацией.

6. Собрать полное описание ценностей, опубликовать в интернете, в путеводителях.

7. Постоянно заниматься мониторингом состояния городских ценностей.

8. Выбрать вместе с экспертами самые ценные памятники и понять, какой статус сохранности культурного наследия подходит объекту.

9. Поучаствовать во Всероссийском конкурсе лучших проектов малых городов и исторических поселений. Участвовать в грантовых конкурсах.

10. Быть открытыми и рассказывать в СМИ о своих победах и ошибках, об опыте.

11. Быть амбициозными.