»
Светлана Хуснутдинова, кандидат географических наук, доцент Казанского федерального университета
Не только урбанистика: чем занимается и как устроена экономическая география


Всего за несколько лет урбанистика довольно уверенно захватила поле работы с городом. Развиваются масштабные программы, консалтинг и проектные компании, университетские кафедры... Но что, если существует дисциплина, которая умеет работать с городами не хуже, а во многом даже более системно?

Кандидат географических наук, доцент Казанского федерального университета, географ-эксперт Института развития города Светлана Хуснутдинова рассказывает, чем занимается экономическая география, какими инструментами владеет и почему в скором будущем будет конкурировать с урбанистикой на равных.
Почему мы считаем географию оторванной от жизни
Мы впервые встречаемся с географией в школе, при этом качество знаний у разных поколений разное. Поколение моей мамы, которая родилась в 1946 году, хорошо знает географию. И она, врач по профессии, совсем не географ, прилетая в Баку говорит: «О, вот мыс — "клювик" Апшеронского полуострова!». Эта база была заложена в школе.

Знания моего поколения, родившегося в 1970–1980-х, сильно зависели от учителей. География в школе была моим нелюбимым предметом. До сих пор помню фиолетово-розовую карту топливно-энергетического комплекса в атласе. Вся ненависить обрушивалась на нее, ведь приходилось перерисовывать на контурной. Это было нечто мертвое, скучное, неинтересное, оторванное от жизни. Подобное отношение прослеживается и у современного поколения. Когда я разговариваю со студентами, у многих есть ощущение, что география не имеет к реальной жизни никакого отношения.

Основной метод географии, отличающий ее от большинства наук, ― картография. Карта ― «второй язык» географии. По мнению ее классиков, с карты все начинается и ею же заканчивается. Хотя этим методом виртуозно владеют все, у кого есть смартфон.
Если вы захотите круассан и кофе, вы посмотрите на карте, входит ли ваш дом в зону доставки. Если вам понадобится вызвать такси, то откроете карту. Оказывается, все владеют картографическим методом и пользуются им каждый день.


Экономическая география тоже ушла в народ, но не так далеко. Когда в начале
1990-х в России появилась серия путеводителей по странам Европы, то их содержание ― где страна находится, с кем граничит, какое население, промышленность, достопримечательности, транспорт имеет ― почти полностью копировало экономико-географическую характеристику города.
В этом и есть парадокс. С одной стороны, «растворенность» и практичность географических знаний в повседневности, с другой — оторванность того, что изучают в школе, от реальности.

Почему география — прикладная наука (а не только глобус на подоконнике)
Экономгеография ― это фундаментальные знания, мировоззрение, пространственное мышление. При этом она дает базовый инструментарий, которым владеешь на подкорке и удивляешься, когда знания второго курса воспринимаются как открытие для обычного человека, например — где живут люди в нашей стране, то есть та самая «главная полоса расселения».

В нашей практике мы используем термины «социальная», «экономическая», «социально-экономическая» и «общественная география». Все они изучают, что происходит с человеком на этой планете. География в этом плане ― очень хитрая в хорошем смысле, прозорливая и жизнеспособная, жизнеутверждающая наука. Когда есть «что-то», что человек делает, то это происходит «где-то» — и возникает соответствующая география, изучающая это «что» в контексте «где». Есть география промышленности и ее отдельных отраслей и комплексов, география сельского хозяйства, географии инфраструктуры, транспорта, рекреации и туризма, политической географии и так далее.

География населения занимается объемными исследованиями. Есть забавное для уха словосочетание ― «расселение населения». Это одно из важнейших понятий географии населения, обозначающее одновременно и процесс, и его результат: процесс занятия человеком территорий, происходящих на них изменений и результат процесса, то есть то, что мы видим на карте или космоснимке. В современной географии населения выделяется география сельских населенных пунктов и география городов. На сегодняшний день «результат процесса» заключается в том, что более 50% населения мира стали горожанами к 2008–2010 годам, а за прошедшие 10–15 лет эта доля уже увеличилась до 55%. Процесс продолжается…

У Д. Харви есть высказывание о том, что нужно заниматься не проблемами в городе, а проблемами города, то есть видеть город как целостный организм. К такому пониманию мы только приходим, а пока очень часто при обсуждении урбанистики говорим о социальных, транспортных, экономических, экологических и прочих проблемах именно через запятую, последовательно, а не системно. В связи с этим очень интересно, как на практике вызревает опыт системного, целостного подхода к городу в рамках подготовки заявок на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды, и тема раздела «синхронизации» уже не кажется (как в первые годы) участникам разработки заявки надуманной или лишней.
У экономгеографа есть инструментарий, чтобы смотреть на город в целостности. Один из наших подходов ― геосистемный, где город рассматривается как целостная система взаимосвязанных элементов. Если вы в одной системе принимаете решение и застраиваете всё жильем, но не создаете дороги, рабочие места и не закладываете парки и детские сады, то система ответит вам проблемами.

Если вы создаете платные парковки в центре, но не сопровождаете это удобным городским транспортом с небольшими расстояниями между остановками, то система ответит тем же. Или же рассматриваете пешеходные пространства в отрыве от общественного транспорта и/или природных объектов… И этот список можно продолжать.
Какими методами владеет экономгеография
География как «землеописание» опирается на описание путешествий (ранний романтический период), или, более современным языком, на результаты экспедиций. Вот почему, на мой взгляд, изучать географию нужно не только в классе или аудитории, но и обязательно «на улице». Я очень люблю на первом же занятии выводить студентов из здания и показывать на Волгу с вопросом «Что это?» (ответы бывают забавными или очевидными, например «вода»), но не всё можно показать, и вот тогда мы используем «второй язык географии» — карту. В работе с городами главный метод ― картографический. Любой географ всегда начинает изучать карту с легенды (та самая табличка с условными обозначениями). Для меня карта без легенды ― не карта. Когда встречаешься с экономистами, они ведут тебя к таблице, а ты их — к карте. Потому что в таблицах показатели безусловно важные, но если ты видишь их только в столбцах и строках, то это обобщение, далекое от конкретной территории, и можно только строить предположения и гипотезы, «почему именно такие цифры и как так вышло». А карта знающему человеку сразу покажет и почему так вышло, и главное — к чему это может привести.
Карта ― это глаза. И если умеешь читать карту, то гипотезы строятся с привязкой к конкретной территории. Если бы ею пользовались более активно, то аккуратнее бы говорили о планах по «созданию» агломераций, например.
Помимо классической карты есть современные ГИС-инструменты.

Возвращаясь к путешествиям или к полевому методу, нельзя забывать о важности качественного описания того, что наблюдал. Для географа важны методы описания и наблюдения — классические для многих наук. Важно уметь увидеть то, что существенно для территории, и уложить это в нужную структуру. Не менее важна работа с данными. Меня забавляет, когда пишут, что данные о зарплате, рождаемости или результатах переписи населения «наконец-то стали доступны». Они всегда доступны! И всегда есть на официальном сайте Федеральной службы госстатистики. Всем этим экономгеограф владеет. Кроме того, есть комплекс управленческих документов, и с ним экономгеографы тоже работают и как с источниками, и как с результатами своего труда.

Есть математические методы, метод районирования ― важный инструмент, который позволяет выделить такие участки, которые отличались бы друг от друга по разным признакам. Это задача районирования ― разделить территорию понятным образом на организованные части.

Важен не только системный, но и средовой подход. Мы как экономгеографы знаем, насколько меняются город, самоощущение жителей, экономика и другие факторы, когда меняется среда. Городская среда и экономико-географическое положение — специфические ресурсы развития города, по словам классика отечественной географии городов Г. М. Лаппо, 100-летний юбилей которого мы отмечаем весной этого года.
Почему экономгеография отошла на второй план, но уже возвращается
СССР — страна с командно-административной экономикой и директивным планированием. Отечественных экономгеографов готовили для работы в том числе и во всесильной организации Госплан.

В 1990-х годах маятник истории качнулся в другую сторону. Я очень хорошо помню, как вышли учебники «Экономикс» Макконелла и Брю, — страна была захвачена идеей, что все решит свободная рука рынка и не надо ему мешать. К сожалению, это значило буквально отрицание планирования. Само слово «планирование» в начале — середине 90-х было почти ругательным. Но любая человеческая деятельность невозможна без планирования. Мы все более или менее представляем, что будем делать сегодня или завтра. Да, жизнь вносит свои коррективы, но это не означает, что мы не строим планов. «Планирование» вернулось в обиход через словосочетание «стратегическое планирование», в котором акценты ставятся не на директивном, а на индикативном (адаптированном к рыночной экономике) плане.

Был даже «парад» исключения экономгеографии как дисциплины из учебных планов вузов и замена ее на «размещение производительных сил», «территориальную организацию общества», «регионоведение», что, по сути, является разделами социально-экономической географии. Не говоря уже о географии туризма или геоурбанистике. Мы чувствовали себя почти изгоями ― мол, кому нужна экономгеография, если есть туризм, региональная экономика и прочее.

Сейчас, к счастью, экономгеография возвращается: она востребована в стратегическом планировании, базовый предмет «Экономическая география» изучается градостроителями, вышел профстандарт географа. Правда, если взять современный учебник, он будет почти копировать учебник 80-х, но времена изменились, изменилась структура экономики, поэтому у экономгеографов остался должок перед образовательным процессом. Есть отличный сайт Русского географического общества: насыщенный, современный, с большим уважением к традициям, литературному и картографическому наследию и с использованием новаций вплоть до VR. Сформировалась замечательная традиция — ежегодный Географический диктант. Это не столько проверка знаний (хотя и в этом есть его смысл), сколько познавательная акция: мы узнаем больше о своей стране. Вся наша семья обязательно участвует; я отправляю ссылку друзьям, далеким от географии, и потом обсуждаем — увлекательнейшее занятие. Если я и могу дать совет читателям и особенно урбанистам, то вот он: участвуйте в Географическом диктанте РГО.

Для экономгеографов есть коммерческие и консультационные работы.
Да, пока требование участия экономгеографов не прописано наравне с участием, например, архитекторов или юристов. Но наши коллеги рассказывают, что, скажем, в Венгрии все основные территориальные вопросы на локальном уровне решают три специалиста: глава района, архитектор и экономгеограф.