»
Сергей Кончеков, городской планировщик, визионер

«Не думаю, что возможно смешать весь город, как в блендере»

«Сегодня рано утром я открыл окно и увидел, что к нам на район приехал огромный грузовик — как из рекламы кока-колы. Конечно, мы все обрадовались: это было зрелище, будто сверкающая новогодняя елка въезжает в грязную подворотню и озаряет ее светом, прям как в кино. Я сразу выбежал посмотреть и сделать сториз, но впал в оцепенение»...

Что было дальше и при чем здесь функции современной архитектуры — в размышлении архитектора, городского планировщика и визионера Сергея Кончекова.


«Сегодня рано утром я открыл окно и увидел, что к нам на район приехал огромный грузовик — как из рекламы кока-колы. Конечно, мы все обрадовались: это было зрелище, будто сверкающая новогодняя елка въезжает в грязную подворотню и озаряет ее светом, прям как в кино. Я сразу выбежал посмотреть и сделать сториз, но впал в оцепенение: грузовик плотно окружила бригада коммунальщиков, а из кузова виднелись огромные тюки сена. "Наверное, цирк со зверями приехал!" — воскликнули столпившиеся товарищи.

Кузов накренился и вывалил огромные тюки на районную площадь, а далее мы с друзьями не заметили, как он исчез с бригадой рабочих. Животные не появились, хозяев нет — хмм, вот тебе и умственная задача: нахрена это всё? И в сториз не зайдет, и вроде как оставить жалко — честно сказать, все вокруг были ошарашены. Полные недоумения, мы подошли рассмотреть такой сюрприз ближе и примерить тюки на себя, но увидели на одном бумагу, похожую на икеевскую инструкцию по сборке тумбочки. В ней была нарисована огромная башня Дженга и надпись: "Ни в чем себе не отказывайте". Смешно, но стало даже интересно. Всё равно здесь уже целая кампания со сбитыми планами на день — и чисто по приколу мы с товарищами стали собирать эту башню, не понимая, что уже были вовлечены в игру.

Только мы закончили — и тут тебе сразу проснулись фотографы, молодые пары, дети… Будто на площадь, как из тумана, с концертом приехали столичные звезды. Пришедшие что — тюков сена в своей жизни не видели? Но это было очень радостное и заразительное зрелище: тюки вдруг стали растворяться в черном асфальте площади. Детвора их пинала и делала дождик из сена, кто-то развалился на них и влип в телефон, еще какие-то люди стали их перекидывать, а мои знакомые и вовсе начали строить башню с лабиринтом и ходами. А еще кто-то их попытался тюки сжечь — и ведь получилось! Да не просто костер, а целый кострище! Весело! Эх, ворчу, потому что мы жутко устали собирать башню — и ушли домой.

На следующее утро башни не было, словно она мне приснилась: сначала ее полностью развалили пацаны из соседнего района, а часть тюков я увидел в соседних дворах. "Зачем им, — подумал я, — у нас ведь уже лет десять как нет печного отопления… Неужели из жадности?" Всё же на площади остались несколько тюков, но и их растрепали школьники в считанные часы, подбрасывая и играя с ними, так что в итоге всё пространство было покрыто сугробами из сена. Ветер подбрасывал мелкие тростинки, а солнце отражало свет так, что всё напоминало сверкающее облако, в котором ты оказался и на миг потерялся. Уже не до сториз, да и телефон забыл дома.

Вечером пришли рабочие и тихо, с каменными лицами, смели всё в мусор, оставив после себя привычный всем серый асфальт. Вот теперь точно словно всё приснилось».

Современная городская жизнь и интеграция в нее цифровых сервисов и услуг заметно ускорили ритм жизни — всё подавай здесь и сейчас. Пространство города не успевает приспосабливаться и так быстро не изменяется. Но уже городские визионеры и аналитики могут моделировать архитектуру, которая наиболее адаптивна к быстрым сменам, ритмам, цифровизации. В ней можно выделить определенные свойства, и пример с тюками сена может наглядно это проиллюстрировать.

Универсальность и технологичность. Сами тюки сена — пространственная и конструктивная модульность, открытая планировка и возможность встраивания функциональных блоков в среду как картриджей в плату.

Игровое взаимодействие. Инструкция по сборке и завлечение в заранее задуманный сценарий взаимодействия: архитектура более не должна существовать отстраненно, с описанием режима работы и конкретной услуги, — она должна взаимодействовать с посетителем и завлекать его своей событийной программой.

Возможность персональной функции и настройки под пользователя. В примере сначала башня собралась усилиями всех, а потом пересобралась на более мелкие формы для конкретных пользователей. Прежде всего это возможно осуществить за счет внедрения нативно подстраивающихся интерфейсов между городской средой и ее жителями в виде приложений планировщиков сервисов и услуг, маршрутизаторов. А может, и вовсе с дополненной реальностью, когда, идя по улице, вы видите вывески только интересных для вас сервисов и предложений.
    Эволюция функций. Само превращение башни сначала в малые формы, а затем в утилитарные средства происходит по требованию конкретных пользователей в определенный промежуток времени — это способность подстраиваться под посетителя, предоставляя гибкие сценарии использования. Например, днем это школа, а вечером — уже спортклуб и комьюнити-центр для жителей района.

    Темпоральность — конструктивная и материальная особенность архитектуры, позволяющая обеспечивать смену функций в течение дня и сезона, оставаясь при этом самодостаточной. Если заменить пример с сеном на гору с горшками цветов, то легко представить, что с площади их разобрали по квартирам. Полезность и конструктивная самодостаточность должны быть сохранены в каждой итерации жизни архитектуры. При этом можно добавлять изначальную «гору» архитектуры сколько угодно — она будет распространяться по «квартирам».
      Архитектура, изначально собранная в конструкцию из универсальных блоков, растащилась по кусочкам, высвободив место для новых форм. Более того, теперь не мы пришли за какой-то конкретной функцией в здание, а она, архитектура, сама «ходит», подстроившись под запрос каждого горожанина. Цифровизация повседневной жизни позволила проводить рабочие встречи на кухне, учиться и сдавать экзамены из квартиры, осуществлять моментальную доставку продуктов домой. Сегодня легко представить, что распределенные в среде городские функции — школа, детский сад, институт, поликлиника — теперь доступны в квартире каждого.


      Подобные архитектурные вживления в городскую ткань способны удовлетворить общественный запрос на новый игровой и мультисценарный образ среды, возникающий в процессе ускорения повседневной жизни как следствие повсеместной цифровизации и возросшей ценности минуты нашего времени.
        При том, что конструктивная, функциональная и социальная адаптивность архитектуры — безусловный тренд, это не панацея: не думаю, что возможно, как в блендере, смешать весь город и с удовольствием выпить на кухне. Это скорее относится к сервисам и услугам ежедневных рутин, к городской инженерной и транспортной инфраструктуре: время на них горожанин хочет сократить. Но этические границы, культурные нормы и эмоциональные ожидания от предполагаемого нового опыта не позволяют нам также универсализировать театр, церковь, музей или парк — скорее мы сами готовы потратить свое время на них, только бы они не исчезали из города.
          На иллюстрациях — проект временного арт-объекта для международного конкурса в Торонто, 2022, автор — Сергей Кончеков.