У коммуналки есть серьезный социальный аспект. Он связан с тем, что коммунальные услуги должны быть доступны финансово. Но критериев доступности просто нет.
Коммунальные услуги характеризуются неконкурентностью потребления. Наша система водоснабжения проектируется таким образом, чтобы когда все одновременно откроют кран с водой, то в последнем кране была вода. Такие системы проектируются с серьезным запасом, чтобы обеспечить эту самую неконкурентность. Технологически мы это хорошо делаем. У системы теплоснабжения запас такой, чтобы даже в самый лютый мороз у людей должно быть тепло. Лютого мороза может и не быть, но сети с таким запасом работают, и мы за это в конце концов должны заплатить как потребители.
Возникает вопрос, что такое финансовая неконкурентность и каковы ее критерии. У нас этих критериев нет. Я считаю, что таким критерием является доля домохозяйств, которые участвуют в программе жилищных субсидий. В нулевые годы в ней участвовали 12,5% домохозяйств, сейчас — около 4,5%. В практике западных стран считается, что порядка 20% домохозяйств, которые получают разную финансовую поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг, ― вполне допустимая история.
Надо договориться. Если мы об этом договариваемся, то понимаем, и что рост тарифов возможен, и какой у этого потенциал. К сожалению, серьезных исследований, когда мы пытаемся построить цельную картину, в этом секторе нет. И каждый раз мы начинаем тушить пожар.