»
Андрей Шальнев, исполнительный директор Butler
Что такое проптех и как он помогает в коллективном
принятии решений
Осталась ли хоть где-то возможность коллективного принятия решений? Причем тут цифровизация? Как работает первый проптех-сервис, который помогает жильцам домов на 1000 квартир решать, где расположить колясочную, как устроить парковки и не поменять ли управляющую компанию? И как в идеальном мире должны быть устроены те самые ОСС? Рассказывает в своей колонке исполнительный директор Butler Андрей Шальнев.


Коллективное принятие решений и карьера
Мой опыт в общественной, активистской и депутатской работе всегда был связан с коллективным принятием решений. Еще когда я занимался использованием лесных участков, то познакомился с работами новых институционалистов, таких как Элинор Остром, нобелевский лауреат по экономике за 2009 год, автор книги «Управляя общим. Эволюция институтов коллективной деятельности». Когда стал муниципальным депутатом города Пушкино, моя работа, естественно, была непосредственно связана с коллективным принятием решений, начиная с выборов и заканчивая повседневной деятельностью.

На фундаменте коллективного принятия решений базируется и сфера ЖКХ и управления недвижимостью. И, по-честному, только в ней коллективное принятие решений еще может быть осуществлено, так как в других областях — в тех же выборах — эта функция, по сути, не действует. Мой путь привел меня в проптех, ведь коллективное принятие решений просто не может осуществляться без цифровой трансформации, оптимизации процессов. Особенно это важно, когда мы говорим об общих собраниях собственников (ОСС) в крупных многоквартирных домах с большим количеством кладовых, машино-мест и нежилых помещений. Так я оказался в Butler. Это сервис, который помогает жителям многоквартирных домов решать проблемы, связанные с обслуживанием и благоустройством придомовых территорий.
    ОСС: 1001 и 1 проблема
    С тех пор как действует Жилищный кодекс — вот уже почти 20 лет, общее собрание собственников, казалось бы, должно стать привычным для граждан делом. Учитывая, что ¾ населения России живет в городах, а многоквартирные дома можно встретить даже в сельской местности, про ОСС должен знать едва ли не каждый.

    Но, конечно же, это совсем не так. Значительная часть населения неуверенно ответит, что знает о существовании ОСС. Гораздо меньше опрошенных скажут, что участвовали в них. Еще уже круг тех, кто голосовал на общем собрании бумажным бюллетенем. Ну и, наконец, доходим до «избранных» — тех, кто сам инициировал такие собрания. В России это количество можно измерить, наверное, несколькими тысячами человек.

    Главная проблема ОСС состоит в том, что это совсем непонятный ритуал (и за 20 лет он понятнее не стал), хотя суть его очевидна. Если по-простому, то это прямое участие жителей в распределении денег, которые они каждый месяц платят за квартиру, и возможность влиять на этот процесс прямым образом, в отличие, например, от обезличенно собираемых налогов.

    Причина непонимания роли и возможностей ОСС — забюрократизированность и максимальное усложнение формальных процедур в ущерб осознанному процессу принятия решений. Пыл не одного романтика разбивается о суровую бюрократию.
      Помощник
      Сервис Butler возник как помощник для таких жителей, так как, помимо энергии и целеустремленности, нужны еще понятные механизмы принятия коллективных решений. Без цифровизации это остается очень сложной задачей, когда энергия расходуется на распечатку и сортировку бюллетеней, обход соседей и сбор бланков. Мы же стремимся все процессы, связанные с управлением домом, перевести в смартфон.

      Начали с первого процесса — общего собрания собственников. Мы сделали ОСС ядром сервиса, а дальше, как слои, добавляем сюда новые инструменты. Это сервисы мониторинга работы управляющей компании, позволяющие профессионально оценить всё ею сделанное, проведение конкурса на выбор УК, сервис для советов домов, который помогает самым активным проще реализовывать свои возможности. Если раньше нас можно было назвать сервисом для проведения собраний, то теперь мы скорее «супермаркет» решений для коллективного управления домом.
        Успехи проптеха на поле ОСС
        Жильцы дома в ЖК «Ярославский» на 1000 квартир (да, бывают и такие, и это не предел современного градостроительства) уже успешно провели два собрания в нашей системе, в том числе — по смене управляющей компании. Причем более 90% проголосовавших воспользовались для этого нашим приложением. Владельцы жилья в ЖК «Комендантский» в Санкт-Петербурге также выбрали нашу систему для проведения собраний, при этом управляющая компания всячески мешала им, вставляла палки в колеса, разместив даже плакаты против жильцов и заодно против нашего сервиса, но — не помогло. Такие случаи, когда, несмотря ни на что, люди побеждают, всегда воодушевляют.

        В планах компании — подключать новые сервисы. Это цифровая управляющая компания, когда всё взаимодействие с жителями переходит в смартфон: никаких походов в офис УК со скандалами и выбиванием отчетов. Всё будет в вашем смартфоне, начиная от заявок по дому и заканчивая всеми договорами с подрядчиками и возможностью узнать, сколько им платит УК (то, что скрывают все управляющие компании). Кроме того, если подрядчик плохо работает, собственники могут понизить его рейтинг в приложении — и мы найдем другого. Это новый продукт, чем-то похожий на то, что более 10 лет назад сделал «Тинькофф» на банковском рынке.

        Кроме того, мы планируем работать и с управляющими компаниями, и с ТСЖ и подключить их к программному обеспечению цифровой УК, через которую они также могут взаимодействовать и с подрядчиками, и с жильцами. Мы уверены, что наш подход позволит участвовать в управлении домом бо́льшему числу людей с минимальными затратами времени и сил, а главное — нервных клеток. Ну и очевиден экономический эффект, когда не надо содержать целый штат «специалистов», чья главная функция — сидеть в офисе и «общаться» с владельцами квартир.

        Главный источник монетизации компании — рост числа пользователей и увеличение времени пользования приложением в месяц, так как это позволит подключать всё больше сервисов и удовлетворять всё больше потребностей, возникающих у жителей.
          Будущее ОСС
          Мы хотим, чтобы ОСС стало формальностью, когда люди, находясь в одной экосистеме управления своим домом, были бы в курсе всего происходящего в нем и видели всю необходимую информацию. Тогда ОСС только закрепляли бы решения, к которым пришли жители, и они могли бы проводиться хоть раз в неделю. Но для этого надо дать соответствующие инструменты, что и является нашей миссией.

          В идеальном мире ОСС — это минимально зарегулированный процесс без спущенных сверху правил, когда проживающие в доме сами принимают решения, устанавливают свои правила и при необходимости могут их менять. В нем понять бланк голосования ОСС сможет любой умеющий читать, а не только затерший до дыр Жилищный кодекс и прошедший все круги бюрократического ада.