И ни на одном из урбанистических форумов не проводятся сессии, посвященные обсуждению вопроса о возможностях и ограничениях этого метода. Мы не задаемся вопросом, когда и зачем этот метод уместен, а когда он представляет собой пустое действие. Мы даже не знаем, как правильно этот вопрос задать, чтобы критически осмыслить нашу деятельность.
Далеко не только из теоретического языка может произрастать практика. Скажем, в странах Запада многие урбанистические практики появились из политических манифестов, стали продолжением политической проблематизации каких-то вещей. То же соучастие, оно же демократический дизайн, — практика в первую очередь политическая, а только во вторую — заземленная в науке. Следуем ли мы каким-то политическим манифестам? Очевидно, нет.
Вместо политического языка мы, опять же, говорим на языке Минстроя. Когда мы ведем речь о социальной справедливости, то имеем в виду главным образом социально одобряемые группы. Да, надо позаботиться о пенсионерах, о мамах с колясками, о маломобильных группах граждан. Но кто позаботиться о мигрантах? О наркозависимых? О бездомных? Нам не хватает смелости и идейности, чтобы отстаивать целостную идеологию equity, вместо этого мы довольствуемся административным полуфабрикатом.
Левые политические ученые неспроста обвиняют российских урбанистов в том, что с помощью соучастия они только укрепляют действующую власть. С позиции целостной политической идеологии есть все возможности последовательной критики какого-либо феномена. И тем менее убедительны ответы на эту критику, чем более расплывчата политическая ориентация отвечающего. Вроде обидно звучит, но для ответа не хватает аппарата политических категорий.