»
Павел Зубакин,
директор парка Маяковского (Екатеринбург)

Должность: директор парка

Как перепридумать парк из 90-х? Где найти деньги? На что сделать ставку сейчас? И нужен ли в каждом городе свой «парк Горького»? Об этом за чашкой какао в парке Горького мы поговорили с директором самого большого парка Екатеринбурга, где в год бывает больше 4 млн человек, участником пятого потока программы Архитекторы.рф Павлом Зубакиным.


Про парк Горького
Для любого директора российского парка побывать в парке Горького ― это must have. Я здесь раз десятый, и всегда, когда приезжаю, подхватываю детали, нюансы. Хотя, когда приехал последний раз зимой, расстроился: ничего нового не увидел.

Парк Горького задает тренды. Архитекторы пытаются перенять функционирование, зонирование, фирменный стиль. А управленец может восхититься детской площадкой, но будет понимать, что ее бюджет в 70 миллионов — это годовой бюджет «рядового» парка. Возможности у всех разные.

Фраза «Нам нужен свой парк Горького», на мой взгляд, уместна. Любому крупному городу, особенно миллионнику, нужен свой «парк Горького». Ведь это не только про «инфраструктурную инфраструктуру», но и про культурную составляющую.
Про смену модели
Когда наша команда пришла в парк Маяковского, я думал, что мы последние в России, кто работает с партнерами на условиях фиксированной арендной ставки. Как человек из бизнеса я не понимал, почему бо́льшая часть прибыли уходит в частные руки. Доходило до того, что аттракцион мог за месяц платить в кассу парка сумму, равную стоимости десяти билетов.

Парк не получал выгоды от подобного сотрудничества. Мы изменили условия, и теперь арендаторы платят процент с выручки. В такой системе координат мы действительно партнеры, поскольку заинтересованы в росте выручки.
Мы стали не просто парком, который чуть улучшил свое состояние, потратил чуть больше денег на уборку и покраску урн. Мы стали субъектом экономических отношений наравне с муниципалитетом.
Благодаря этому можем позволить софинансировать крупные проекты, строить детские площадки. Конечно, этому способствовало несколько факторов: во-первых, большая емкость (это самый крупный парк в Екатеринбурге), во-вторых, наличие механических аттракционов, на которые приходится ⅔ внебюджетных доходов, ведь на кокосовом молоке в кофейне далеко не уедешь.

В прошлом году внебюджетные доходы парка составили почти 200 миллионов, дополнительно он получил 45 миллионов от муниципалитета — эти средства идут на обслуживание парка.

Как правило, региональные парки живут по плановой экономике советского принципа. 60–70% дает город, остальное надо заработать. Раз в год планируешь сумму — и дальше у парка нет гибкости. Большой плюс нашей конструкции в том, что мы можем варьировать бюджетный цикл, и нам не обязательно в декабре тратить все деньги на счету.
Про зимний сценарий
Зимний сценарий — один из самых привлекательных и емких с точки зрения денег. Раньше в парке Маяковского его не было. При входе ты упирался в забор, который огораживал каток на главной аллее, а до елки надо было идти обходным маршрутом. Многие партнеры не работали в парке в холодное время года. Мы создали новый сценарий: придумали и построили горку (подсмотрели в Питере на Никольских рядах, но сделали ее в два раза выше), продали нейминг банку «Тинькофф». И если раньше парк хорошо жил с мая по сентябрь, а потом начинались трудные будни, то сейчас мы выровняли экономику. Еще у нас была гипотеза: привлекая людей зимой, мы будем встречать часть из них и летом. Посещаемость растет на 30–40% в год, в том числе за счет хорошего зимнего сценария.
Про деньги и идеи
Всегда есть взаимодействие денег и идей. Чем больше мы усиливаем свою экономику, тем больше можем вложиться в хорошую застройку, благоустройство лесной части, участников, хедлайнеров, позвать классного спикера, а не просто умолять бесплатно приехать. Иногда бывает, что есть деньги — и нет идей, иногда наоборот. Идей у нас много — на это нужны средства. По мере роста экономики мы всё больше вкладываем в событийную составляющую, потому что видим в этом экономическую целесообразность. Событийка влияет на настроение людей, при этом доказано, что человек в хорошем настроении тратит больше. Имея данные по выручке всех партнеров, можно сделать такие выводы. Я вижу, что у многих из них зимой, до того как мы включили хорошую иллюминацию, средний чек был один, а когда появилась атмосфера, он пополз вверх.
Когда проходит интересный и атмосферный фестиваль, когда люди счастливы, они покупают не только чай, но еще и вкусную булочку.
К тому же всё, что касается событийки, хорошо влияет на информационную повестку. Когда парк Маяковского мелькает на первых полосах газет с новостями о том, что происходит что-то классное, это не оставляет людям альтернатив, кроме как прийти. В этом тоже есть экономика. Большой соблазн сделать мероприятия только для той части аудитории, которая считает себя прогрессивной. Но мы стараемся выбирать формы, близкие всем: театр, кино под открытым небом, фестивали.
Про команду
В команде есть люди, которые разбираются в различных процессах и вещах лучше меня, и это нормально, я не вмешиваюсь в их компетенции. Есть, например, арт-директор — я могу отказаться от того, что он предлагает, но не стану навязать свое видение. Это ограничение, которое я сам на себя наложил. Всего в команде парка 140 человек. Тех, кто принимает решения и модерирует процессы, около десяти. Считаю, что если собрать команду из сильных людей, которые лучше тебя знают и понимают определенные темы, то это будет устойчивая система.
Про опыт
Три года я занимался бизнесом, никак не связанным с парковыми историями. Потом меня пригласили в новую команду парка Маяковского, где я должен был заниматься экономической составляющей. В тот момент у меня не было понимания, как это работает.
Я просто старался перевести муниципальный парк на рыночные рельсы. Иногда полезно, чтобы в индустрию пришел человек совершенно из другой сферы. Конечно, ошибки вероятны, но точно будет свежий взгляд. Поэтому не нужно бояться передавать парк в руки экономистов или ландшафтников.
В муниципальном парке важно не быть нечистым на руку. Мой личный доход никак не зависит от успехов парка: заработает он 70 миллионов в год или 200 ― всё равно. Но это не ограничивает мою мотивацию. Раньше мне казалось, что если ты находишься в системе, то тебе будут указывать, что делать. Но мы практически получили со стороны города карт-бланш: парк уверенно и без препятствий развивается по четкому вектору. При этом я понимаю, что это нетипичная история. Но если все довольны, то чаще всего проще не трогать работающее, а довериться.
Про сложности
Большое количество заинтересованных лиц хотят использовать ресурс парка бесплатно: «Мы с компанией Х с поддержкой депутата Y хотим сделать это». Емкость рынка очень высокая, и ее хотят использовать под разными флагами — не всегда классными, эстетичными, зачастую неуместными. Мы отказываем.

Проблема в балансе между эстетичностью и деньгами. Это вечный философский вопрос нашей команды. Есть «партии», которые ратуют за увеличение коммерции, есть те, кто против. Это типичные столкновения. Например, у нас в парке запрещены воздушные шары. Это необычно, но выбор команды — в пользу экологичности.

Можно построить эстетичную гастроулицу — и это вызовет у части аудитории желание поесть, а другой это будет не нужно: ей нужен хот-дог с горчицей и чтобы он стоил не больше 150 рублей. Мы стараемся балансировать между возвышенностью и мирскими вещами.
Про тенденции
Есть парковая тенденция на экологичность: детские площадки из экоматериалов, дорожное покрытие с деасфальтизацией. Есть тенденция,, что парк должен быть комфортен для всех. Удивительно, но каждое сообщество часто плохо говорит про другое: пешеходы жалуются на велосипедистов, велосипедисты — на собачников. Задача универсального парка — сделать так, чтобы разные сообщества находились в нем, не мешая друг другу. Важный тренд — событийная программа. Праздники, даже такие традиционные как Масленица или День города, становятся всё более креативными и осмысленными — это уже не два притопа, три прихлопа. Качество культурной повестки должно постоянно эволюционировать, в этом тоже особенность парка.
Про АУДИТОРИЮ
Мы не тащим парк в какой-то экстремум вроде патриотического или ландшафтного. Он становится «парком Горького» в екатеринбургском исполнении.

Нас любят за то, как быстро мы меняемся. Нас хейтят за несовершенства в благоустройстве, за то, что нет парковок, подъездные или проходные пути в плохом состоянии, за состояние леса, за цены («Почему вода в парке стоит 100 рублей, а в "Красном и Белом" ― 20 рублей?»).

Когда у парка появляются какие-то успехи, у него становится больше «болельщиков» не только среди посетителей, но и среди тех, кто хочет встать рядом и быть причастным. Это во многом нам помогает. Например, власти Екатеринбурга и области выделили рекордные 200 миллионов рублей на восстановление Летней эстрады, которая более 20 лет была заброшена. В этом году мы ее откроем.
Захватывает дух от того, что вчера здесь предлагали лопнуть шарик тупым дротиком, а сегодня будет дирижировать Гергиев.
Чек-лист. «С чего начать архитектору или городскому сообществу в большом городе, где главный парк еще не вышел из 90-х?»


1. Выкинуть хлам и избавиться от визуального мусора. «У женщин есть марафоны, которые начинаются с того, что выкидывают всё старое. То же самое у парков».

2. Убрать небезопасные аттракционы, заменить на безопасные, если они пользуются популярностью.

3. Продумать функциональное зонирование. «Типичнейшая ошибка муниципальных парков — заставить центральную площадь как можно большим количеством киосков с едой».

4. Создать мастер-план, распланировать инженерные коммуникации, разработать проект планировки. «Крупная реконструкция требует серьезных компетенций».