ЭКОПОЛИС НА САХАЛИНЕ. КАКИХ ОШИБОК НЕ ДОПУСТИТЬ
АМИР: Хотя в сознании большинства Экополис и считается новым городом, это не совсем так. Экополис — это фактически расширение существующего города Корсакова. По инициативе правительства Сахалинской области было принято стратегическое решение — разработать для Корсакова новую модель развития, и идея Экополиса естественным образом выросла из этой модели. Проект предусматривает жилую застройку, общественно-культурную и деловую зону, инновационно-технологический кластер и мультимодальный логистический комплекс «Корсаковский порт». Правительство Сахалина рассчитывает, что создание Экополиса позволит увеличить численность населения к 2030 году примерно на 25 тысяч человек, а число рабочих мест — на 15 тысяч.
В случае с Экополисом понятно, в чем его потенциал и какие шаги важно реализовать в первую очередь. Это портовый город, который находится на Северном морском пути, связывающем Европейскую часть России с Дальним Востоком. Одна из главных задач, которую решает Севморпуть и порты, расположенные на нем, — оптимизация логистики. Эта транспортная артерия на 10–30% сокращает время в пути из крупнейших портов Азии в Европу. Строительство Экополиса предполагает создание крупного логистического хаба для океанских судов, что выгодно с точки зрения не только экономики, но и экологии, потому что логистика — один из главных источников углеродного следа. Если, допустим, взять произведенные в Китае кроссовки, то мы увидим, что больше половины их углеродного следа приходится не на само их производство, а на транспортировку. Поэтому оптимизация логистики — одна из основных целей устойчивого развития.
Удачное расположение Экополиса позволит развивать здесь логистический бизнес и сервисы, туристический кластер, в том числе за счет туристического потока из Японии и Кореи, добычу и переработку рыбы и морепродуктов, а также цифровой и инновационный бизнес.
Ошибки проверяются жизнью, а жизнь мастер-плана долгая. Но его плюс в том, он очень гибкий — можно безболезненно корректировать. Это все-таки не генплан, который предполагает фиксированное долгосрочное градостроительное освоение территорий.
Правда в том, что мы не можем до конца быть уверены, насколько успешным окажется проект, будет ли население расти в соответствии с теми темпами, на которые был расчет при проведении исследований и планировании экономического и социального развития региона. Сейчас мы не можем сказать, что были допущены какие-то ошибки. Но существенное изменение условий для реализации проекта, экономической среды или отставание в развитии транспортной инфраструктуры региона может повлечь необходимость корректировок.
Наш проект опирается на существующие условия, отвечает потребностям территории, полностью вписан в реальный контекст. Поэтому, разумеется, его реально воплотить. Все зависит от того, будет ли развиваться экономика и транспортная сеть ожидаемыми темпами.
ГАЛИНА: У Сахалина смелая, амбициозная цель по привлечению населения, но не в полной мере понятно, за счет каких инструментов это будет происходить. Основной вопрос — в масштабе и реальности разворачиваемых экономических планов и технически экстраполируемых из них показателей роста численности населения. Лишняя самоуверенность — главный риск при любом подобном проектировании.
На Сахалине долгое время был дефицит квадратных метров на фоне реализации крайне масштабных инвестиционных проектов, что привело к значительному росту цены за квадратный метр. Соответствует ли ситуация 2023 года ситуации предыдущего периода? Какова реальная емкость рынка недвижимости на Сахалине? Выдержит ли бюджет региона дополнительные эксплуатационные расходы, которые обязательно возникнут при реализации? На все эти вопросы, надеюсь, есть не гипотетические, а вполне взвешенные ответы. Не только в визионерском, но и в консервативном сценарии развития событий.
С точки зрения потенциальных ошибок, ключевая — это отсутствие реалистичной этапности. Нужно понимать MVP ( продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями) проекта, который целесообразен при любом из сценариев развития событий. Например, было бы обидно потратить деньги на инфраструктуру, но получить от застройщика только 20% от заложенных квадратных метров, поскольку он пересмотрел емкость рынка в новых условиях. Это гипотетическая конструкция, но именно такие сценарии необходимо прорабатывать всем сторонам проекта.