1. Для начала надо понять, зачем вам следить за трендами в территориальном развитии и урбанистике Представим, что вы молодой исследователь и работаете в консалтинговой компании в территориальном развитии. Нужно ответить на вопросы: зачем вам следить за трендами? что вы хотите узнать? как вам поможет эта информация? как вам поможет это в бизнесе? какие у вас цели?
2. Выявляем сферы и направления в урбанистике, которые соответствуют вашим целям После ответов на первый пункт, где вы указали цель, нужно определить основные сферы, индустрии, направления, в которых вы будете искать тренды. Урбанистика — комплексная наука, включающая в себя такие направления, как экономика города, его социология, экология и многие другие, следовательно, и тренды тоже надо анализировать в комплексе. Например, вы планируете выйти на консалтинговые проекты в территориальном развитии в индустрии туризма в РФ. Значит, в фокусе вашего внимания должно быть всё, что будет влиять на туристическую отрасль в ближайшие 5 лет: демография, доходы граждан, цифровизация туризма, бизнес-тренды в данной отрасли и многое другое. Список не исчерпывающий и зависит от ваших задач. Наиболее ценные данные заключаются в динамике за определенный период. Также можете поискать референсы из других стран.3. Определяем источники поиска трендов
Какими могут быть источники для нас, урбанистов:
- Исследования консалтинговых компаний
- Исследования игроков в индустриях
- Исследования вузов и НКО
- Международные исследования
- Государственная статистика
- Учебники в вузах
- Научные статьи
- Опросы потребителей
- Соцсети. Например, телеграм-каналы, специализирующиеся на вашей теме
- База новостей по вашему объекту исследования за продолжительный период (например, за три года), сравнительный анализ конкурентов и игроков по вашей теме исследования
- Опросы экспертов из разных индустрий
- Опросы предпринимателей-урбанистов (владельцев компаний в территориальном консалтинге, фрилансеров, основателей архитектурных бюро и др.).
Да, вы правильно поняли: надо будет собрать и проанализировать тонны информации.
4. Решаем, где будем хранить тренды. Создаем фреймворки После определения круга источников я не рекомендую сразу бежать их исследовать. Не менее важно понять, как и где хранить собранную информацию, чтобы потом было проще ее анализировать. Нужно создать структуру хранения вашей базы (например, на облачных хранилищах), а также определить структуру excel-таблиц, где вы будете собирать, фильтровать и категорировать информацию. Лучше сделать всё это до ресерча, чтобы потом распределять всю информацию в понятные ячейки, а не переделывать категории по нескольку раз.
5. Определяем частоту отслеживания трендов Стоит определиться с периодичностью отслеживания трендов и новостей, а также с метриками эффективности вашего трендвотчинга.
Например, вы можете решить, что каждую неделю будете отслеживать новости по всем источникам, читать и получать свежие исследования и быть первыми в курсе нового проекта компании-конкурента или выпуска нового постановления правительства.
Также стоит подумать, как оценивать эффективность вашей работы для бизнеса. Например, благодаря вашей работе компания будет успевать оперативно менять стратегию и запускать новые продукты и услуги, входить в новые успешные проекты или помогает их инициировать.
6. Начинаем отслеживать тренды систематически Когда вы выполнили пункты, перечисленные выше, пора за работу!
7. Фиксируем тренды В источниках нужно фиксировать выявленные тренды. Посмотрите на информацию под углом поставленных вами целей. Есть ли что-то новое? Какие изменения здесь прослеживаются? К чему это ведет рынок? Стало проще или сложнее достичь цели? Как изменился контекст? Позже все выявленные источники будут обобщаться вокруг определенного тренда.
8. Анализируем накопившуюся информацию и делаем выводы, исходя из ваших целей Когда вы собрали много информации, надо посмотреть на все источники как бы сверху — так вы действительно сможете увидеть тренды в исследуемой отрасли.
Поздравляю! Вы в тренде.