»
Глеб Лапин, R&D аналитик по трендам, перспективным рынкам и инновациям


Как урбанисту работать
с трендами
Тренды — тенденция изменения чего-либо в течение времени. Есть отдельное направление под названием трендвотчинг — отслеживание трендов, которое заключается в обзоре, выявлении и предсказывании трендов в разных сферах в кратко- и среднесрочной перспективе — от 5 до 10 лет. Трендвотчинг может помочь захватить сферу, повысить доход или зарекомендовать себя экспертом. Урбанист-политолог, который занимается поиском и привлечением стартапов в крупнейшую IT-телеком-корпорацию, рассказывает, где искать и как анализировать тренды в урбанистике.
1. Для начала надо понять, зачем вам следить за трендами в территориальном развитии и урбанистике

Представим, что вы молодой исследователь и работаете в консалтинговой компании в территориальном развитии. Нужно ответить на вопросы: зачем вам следить за трендами? что вы хотите узнать? как вам поможет эта информация? как вам поможет это в бизнесе? какие у вас цели?

2. Выявляем сферы и направления в урбанистике, которые соответствуют вашим целям

После ответов на первый пункт, где вы указали цель, нужно определить основные сферы, индустрии, направления, в которых вы будете искать тренды. Урбанистика — комплексная наука, включающая в себя такие направления, как экономика города, его социология, экология и многие другие, следовательно, и тренды тоже надо анализировать в комплексе. Например, вы планируете выйти на консалтинговые проекты в территориальном развитии в индустрии туризма в РФ. Значит, в фокусе вашего внимания должно быть всё, что будет влиять на туристическую отрасль в ближайшие 5 лет: демография, доходы граждан, цифровизация туризма, бизнес-тренды в данной отрасли и многое другое. Список не исчерпывающий и зависит от ваших задач. Наиболее ценные данные заключаются в динамике за определенный период. Также можете поискать референсы из других стран.3. Определяем источники поиска трендов

Какими могут быть источники для нас, урбанистов:

  • Исследования консалтинговых компаний
  • Исследования игроков в индустриях
  • Исследования вузов и НКО
  • Международные исследования
  • Государственная статистика
  • Учебники в вузах
  • Научные статьи
  • Опросы потребителей
  • Соцсети. Например, телеграм-каналы, специализирующиеся на вашей теме
  • База новостей по вашему объекту исследования за продолжительный период (например, за три года), сравнительный анализ конкурентов и игроков по вашей теме исследования
  • Опросы экспертов из разных индустрий
  • Опросы предпринимателей-урбанистов (владельцев компаний в территориальном консалтинге, фрилансеров, основателей архитектурных бюро и др.).

Да, вы правильно поняли: надо будет собрать и проанализировать тонны информации.

4. Решаем, где будем хранить тренды. Создаем фреймворки

После определения круга источников я не рекомендую сразу бежать их исследовать. Не менее важно понять, как и где хранить собранную информацию, чтобы потом было проще ее анализировать. Нужно создать структуру хранения вашей базы (например, на облачных хранилищах), а также определить структуру excel-таблиц, где вы будете собирать, фильтровать и категорировать информацию. Лучше сделать всё это до ресерча, чтобы потом распределять всю информацию в понятные ячейки, а не переделывать категории по нескольку раз.

5. Определяем частоту отслеживания трендов


Стоит определиться с периодичностью отслеживания трендов и новостей, а также с метриками эффективности вашего трендвотчинга.

Например, вы можете решить, что каждую неделю будете отслеживать новости по всем источникам, читать и получать свежие исследования и быть первыми в курсе нового проекта компании-конкурента или выпуска нового постановления правительства.

Также стоит подумать, как оценивать эффективность вашей работы для бизнеса. Например, благодаря вашей работе компания будет успевать оперативно менять стратегию и запускать новые продукты и услуги, входить в новые успешные проекты или помогает их инициировать.

6. Начинаем отслеживать тренды систематически


Когда вы выполнили пункты, перечисленные выше, пора за работу!

7. Фиксируем тренды


В источниках нужно фиксировать выявленные тренды. Посмотрите на информацию под углом поставленных вами целей. Есть ли что-то новое? Какие изменения здесь прослеживаются? К чему это ведет рынок? Стало проще или сложнее достичь цели? Как изменился контекст? Позже все выявленные источники будут обобщаться вокруг определенного тренда.

8. Анализируем накопившуюся информацию и делаем выводы, исходя из ваших целей

Когда вы собрали много информации, надо посмотреть на все источники как бы сверху — так вы действительно сможете увидеть тренды в исследуемой отрасли.

Поздравляю! Вы в тренде.