Удивительно, но при грамотном использовании зеленых насаждений они могут не только радовать глаз, улучшать самочувствие, но и приносить прямую экономическую выгоду.
Пример. Исследование, проведенное в Стокгольме и ряде других городов Швеции в 2005 году, показало, что горожане готовы платить на 45–65 USD (5–20%) больше в месяц, чтобы жить около парка.
В современном мире существует важный и интересный показатель — структурная стоимость зеленой инфраструктуры.
Пример. В последнее время в городах США и Европы становится «модным» и даже почти обязательным расчет показателя «структурной стоимости», т. е. экономическая оценка всей совокупности городской растительности и производимых ею эффектов. Например, для Чикаго это огромная сумма в $2,3 млрд.
Структурная стоимость рассчитывается на основе метода Совета оценщиков деревьев и ландшафтов (CTLA 1992) и может использоваться, например, для денежного урегулирования компенсации за повреждение или гибель растений в судебных разбирательствах, страховых требованиях прямой выплаты при потере стоимости имущества для налоговых последствий.
Например, город может застраховать всю свою зеленую инфраструктуру на определенную, точно рассчитанную сумму. Соответственно, в случае нанесения ущерба (умышленного или по неосторожности) суд будет знать, сколько взыскать с виновного для компенсации ущерба, нанесенного городу и его зеленой инфраструктуре.
Пример. 712 деревьев Эдинбурга, покрывающие 17% его площади, дают годовой эффект почти в 2 миллиона фунтов стерлингов, или 159 фунтов/га городской растительности в год.
В основном эти эффекты складываются из: 1) очистки воздуха от загрязнителей;
2) депонирования углерода — снижения уровня CO2 в воздухе; 3) снижения нагрузки на ливневую канализацию
Определена структурная ценность всей зеленой инфраструктуры города — 387 миллионов фунтов. В Эдинбурге акцентируют внимание на стоимости экосистемных услуг, предоставляемых горожанам на 1 га площади города.
Это важная часть экономики города, и умение управлять экосистемными услугами можно считать одним из важнейших требований к городским властям. К сожалению, внедрение этого элемента городского управления в актуальные муниципальные практики — пока исключение для российских городов.