«Новая Лабс» (Novaya Labs) существует с 2016 года. Мы создали ее спустя три года после образования «Новой Земли». В течение года нас сопровождали британское посольство и компания E&Y, помогая выйти на рынок и понять его особенности.
У нас не было амбиции открыть офис и создавать бизнес — через подразделение «Новая Лабс» в Великобритании мы развиваем цифровые продукты. Для нас это R&D-эксперимент.
Одним из продуктов стал цифровой индекс инфраструктурной обеспеченности в ЮАР. Полтора года назад мы получили грант от британского правительства на создание этого инструмента.
У диджитал-инструментов в городском планировании большая история. Традиционно в ней были большие игроки типа IBM и Esri, которые с 1980-х тратили огромные деньги, чтобы сформировать рынок Smart City в разных отраслях, начиная от автоматизации работы экстренных служб и заканчивая системами городского планирования. В России цифровым планированием в той или иной степени можно считать системы от Росреестра до ГИС ОГД. Они существуют и развиваются ― в этом нет сомнений. Другой разговор — насколько они эффективны, современны и гибки для дальнейшего развития.
Качество и развитие этих сервисов очень неравномерно, не только от страны к стране, но и от города к городу. Одна история — в Лондоне и совершенно другая — в Берлине, Манчестере, потому что разные заказчики, разные системы и пользователи. В этом и есть вызов. Но глобально мир делится на две части. Есть страны с сильным местным самоуправлением, где множество систем, которые нужно интегрировать в сервис одного окна. И в Британии есть стартапы, которые пытаются сделать именно это. Нам может показаться это дикостью, но, чтобы припарковать машину в Лондоне, нужно иметь в телефоне 25 парковочных приложений. И это нормально. Есть запрос на создание супераппа, которое объединит в себе все эти приложения. То же самое в сфере городского планирования, где нужно объединить десятки ГИС-систем, которые по-разному работают с разными данными. С точки зрения цифрового венчурного рынка такие решения интересны, потому что они масштабируются. Конечный результат можно универсально распространить на другие страны.
Есть централизованные страны, со слабым местным самоуправлением , как Россия, где и системы централизованы. Это удобнее, но более уязвимо. Как правило, такие системы принадлежат государству, здесь один заказчик, а для бизнеса, в долгосрочной перспективе, это неинтересно. Решения для централизованных стран невозмоно перенести в таком же виде в другие.
В ЮАР мы позиционируем себя и как русские, и как британские специалисты. Можно сказать, что к нам как к русским здесь относятся даже лучше, чем как к англичанам. Но это не главное. Намного важнее, например, гендер и раса. Сообщество там сильно поляризовано, а наследие политики апартеида видно буквально в структуре города — есть два типа инфраструктуры, для белых и темнокожих, также разделены районы.. Мне, белому мужчине, работать там тяжело. Поэтому у нас есть местные партнеры, которые сопровождают проект.