Сегодня в России нет такой области, как развитие береговых территорий. Урбанисты и экологи вносят свой посильный вклад в рамках мастер-планов, проектов благоустройства и комплексных программ охраны экосистем и чистой воды. При этом прибрежные территории имеют огромный потенциал, создавать здесь можно всё что угодно — любые объекты рекреации, многофункциональные спортивные комплексы для водных активностей, объекты транспортной и туристической инфраструктуры, центры искусства.
Даже реальная протяженность береговой линии России — пока загадка. Хоть в официальных источниках и пишут, что она составляет порядка 40 тыс. км (длина экватора), на самом деле эта цифра может быть сильно больше. Для примера: Россия находится на 4-м месте по протяженности береговой линии, а Япония — на 6-м. И самое интересное, что математические методы измерения тут не работают. Так что мы точно не знаем, какова длина береговой линии в нашей стране со всеми ее заливами и мысами, к тому же она постоянно изменяется.
Вода не знает административных границ. Практически все крупные водоемы в нашей стране выходят за пределы одного города и находятся в федеральном управлении. Общая земля по факту ничья, и местные управленцы ограничены в своих административных и финансовых ресурсах для качественной работы с прибрежными территориями.
Благоустройство городских набережных — один из немногих инструментов, который есть у мэров сегодня. Он поддерживается региональными и федеральными деньгами. Есть большие федеральные программы развития водохозяйственного комплекса, которые нацелены в основном на управление инженерно-промышленными объектами. Но программ устойчивого развития прибрежных городов, как и устойчивого управления городской водой, нет. А задачу эту было бы оптимально решать на уровне регионального законодательства и межправительственных групп.
Недавно начала действовать постоянная рабочая группа по формированию и развитию водно-зеленого городского каркаса, входящая в состав Экспертного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Будут ли решаться вопросы сугубо хозяйственной деятельности в рамках этой рабочей группы или комплексно рассматриваться проблемы, выходящие за пределы отдельных муниципалитетов, каким образом будет координироваться работа с Минтрансом, МЧС, Минприроды и другими, еще предстоит увидеть.
В России немного городов у побережья, и пока проблемы экологии и климата не стоят остро, а значит, и регламентов для снижения этих рисков нет. Однако у России самое длинное арктическое побережье, здесь находится 20% мировой пресной воды, включая наши великие реки. В водосборных горизонтах страны и сосредоточены города и поселения, а значит, сточные воды и «дисперсное загрязнение» сельхозземель передаются по системе в моря и угрожают природным ресурсам. Паводки, засухи и сели регулярно подрывают экономику и общее благосостояние людей. Поэтому стратегия все же нужна.
Водный кодекс регулирует обращение с охранными коридорами вдоль рек и озер федерального назначения через систему запрещающего регулирования. Системе не хватает комплекса мотивирующих мер, чтобы привлекать бизнес, создавать устойчивые практики и инструменты гибридного управления.
У прибрежных объектов длинный инвестиционный цикл, нужна прогнозируемость и системная поддержка. С водой в законодательстве все непросто: много административных барьеров. Для системного развития необходимо резервирование территорий и акваторий под объекты инфраструктуры, которые определяются территориальными схемами размещения объектов яхтинга и прибрежного пассажирского сообщения (мастер-планами) и принимаются на федеральном уровне. Такой подход предполагает разработку не только механизмов реализации инвестиционных проектов, но и создание маркетинговых стратегий, которые гарантируют судопоток. У объектов на воде длинный предынвестиционный цикл: пока проведут все изыскания, разработают концепцию, бизнес-план и инвестор примет решение, водный объект арендует уже кто-то другой. Поэтому нужен механизм резервирования объектов в соответствии с региональной стратегией и межрегиональное взаимодействие в рамках единого проекта судоходного развития акватории. Необходимо наделить регионы полномочиями резервировать водные объекты, которые часто находятся в федеральной собственности.
Во всем мире яхтенный туризм стал важным активом для прибрежных территорий. Учитывается все: полная осведомленность и забота об окружающей среде, национальные и международные инвестиции, объемы бизнеса, возможности трудоустройства, доход, социально-экономическое и социально-культурное влияние. Самое дорогое в проектировании объектов водной инфраструктуры — марин и портов — это оградительные сооружения: моллы и причальные стенки (они составляют около 30% стоимости). Поэтому такие объекты должны финансироваться государством. И поэтому один из главных акцентов в общемировой политике развития яхтенного туризма делается на использовании механизма государственно-частного партнерства, когда инвестор строит объекты коммерческой и туристической инфраструктуры, а на основные гидротехнические сооружения и систему обеспечения безопасности мореплавания сохраняется государственная собственность.