»
Анна Носова, директор территориальных проектов в «Силе ветра»

Вода не знает административных границ. Как развивать прибрежные территории

О том, почему в России не развиваются береговые территории, как начать, что сделать, чтобы заинтересовать инвесторов, и причем тут яхты, «кто твой город» рассказала Анна Носова, директор территориальных проектов в «Силе ветра», основатель проектно-консалтингового агентства «ПРОСТОР».
Сегодня в России нет такой области, как развитие береговых территорий. Урбанисты и экологи вносят свой посильный вклад в рамках мастер-планов, проектов благоустройства и комплексных программ охраны экосистем и чистой воды. При этом прибрежные территории имеют огромный потенциал, создавать здесь можно всё что угодно — любые объекты рекреации, многофункциональные спортивные комплексы для водных активностей, объекты транспортной и туристической инфраструктуры, центры искусства.

Даже реальная протяженность береговой линии России — пока загадка.
Хоть в официальных источниках и пишут, что она составляет порядка 40 тыс. км (длина экватора), на самом деле эта цифра может быть сильно больше. Для примера: Россия находится на 4-м месте по протяженности береговой линии, а Япония — на 6-м. И самое интересное, что математические методы измерения тут не работают. Так что мы точно не знаем, какова длина береговой линии в нашей стране со всеми ее заливами и мысами, к тому же она постоянно изменяется.

Вода не знает административных границ.
Практически все крупные водоемы в нашей стране выходят за пределы одного города и находятся в федеральном управлении. Общая земля по факту ничья, и местные управленцы ограничены в своих административных и финансовых ресурсах для качественной работы с прибрежными территориями.

Благоустройство городских набережных — один из немногих инструментов, который есть у мэров сегодня. Он поддерживается региональными и федеральными деньгами. Есть большие федеральные программы развития водохозяйственного комплекса, которые нацелены в основном на управление инженерно-промышленными объектами. Но программ устойчивого развития прибрежных городов, как и устойчивого управления городской водой, нет. А задачу эту было бы оптимально решать на уровне регионального законодательства и межправительственных групп.

Недавно начала действовать постоянная рабочая группа по формированию и развитию водно-зеленого городского каркаса, входящая в состав Экспертного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Будут ли решаться вопросы сугубо хозяйственной деятельности в рамках этой рабочей группы или комплексно рассматриваться проблемы, выходящие за пределы отдельных муниципалитетов, каким образом будет координироваться работа с Минтрансом, МЧС, Минприроды и другими, еще предстоит увидеть.

В России немного городов у побережья, и пока проблемы экологии и климата не стоят остро, а значит, и регламентов для снижения этих рисков нет. Однако у России самое длинное арктическое побережье, здесь находится 20% мировой пресной воды, включая наши великие реки. В водосборных горизонтах страны и сосредоточены города и поселения, а значит, сточные воды и «дисперсное загрязнение» сельхозземель передаются по системе в моря и угрожают природным ресурсам. Паводки, засухи и сели регулярно подрывают экономику и общее благосостояние людей. Поэтому стратегия все же нужна.

Водный кодекс регулирует обращение с охранными коридорами вдоль рек и озер федерального назначения через систему запрещающего регулирования. Системе не хватает комплекса мотивирующих мер, чтобы привлекать бизнес, создавать устойчивые практики и инструменты гибридного управления.

У прибрежных объектов длинный инвестиционный цикл, нужна прогнозируемость и системная поддержка. С водой в законодательстве все непросто: много административных барьеров. Для системного развития необходимо резервирование территорий и акваторий под объекты инфраструктуры, которые определяются территориальными схемами размещения объектов яхтинга и прибрежного пассажирского сообщения (мастер-планами) и принимаются на федеральном уровне. Такой подход предполагает разработку не только механизмов реализации инвестиционных проектов, но и создание маркетинговых стратегий, которые гарантируют судопоток. У объектов на воде длинный предынвестиционный цикл: пока проведут все изыскания, разработают концепцию, бизнес-план и инвестор примет решение, водный объект арендует уже кто-то другой. Поэтому нужен механизм резервирования объектов в соответствии с региональной стратегией и межрегиональное взаимодействие в рамках единого проекта судоходного развития акватории. Необходимо наделить регионы полномочиями резервировать водные объекты, которые часто находятся в федеральной собственности.

Во всем мире яхтенный туризм стал важным активом для прибрежных территорий. Учитывается все: полная осведомленность и забота об окружающей среде, национальные и международные инвестиции, объемы бизнеса, возможности трудоустройства, доход, социально-экономическое и социально-культурное влияние. Самое дорогое в проектировании объектов водной инфраструктуры — марин и портов — это оградительные сооружения: моллы и причальные стенки (они составляют около 30% стоимости). Поэтому такие объекты должны финансироваться государством. И поэтому один из главных акцентов в общемировой политике развития яхтенного туризма делается на использовании механизма государственно-частного партнерства, когда инвестор строит объекты коммерческой и туристической инфраструктуры, а на основные гидротехнические сооружения и систему обеспечения безопасности мореплавания сохраняется государственная собственность.
Управляя территориальными проектами самого большого в России парусного сообщества «Сила ветра», мы занимаемся продвижением темы развития прибрежной инфраструктуры для водного туризма. Один из примеров — проект на Белом море (п. Чупа, Кандалакшский залив).

Мы сформировали инвестиционные лоты и дизайн-код обустройства объектов вдоль водных туристических маршрутов, экотропы для снижения антропогенной нагрузки, места для стоянок судов. Местные жители строят туристические объекты, глэмпинги, бани, администрация занимается преобразованием Чупы, там меняют инженерные коммуникации, в планах — строительство велодорожки от ж/д станции до центра поселка. Создан проект реконструкции набережной и территории Чупинского яхт-клуба, уже ведутся подготовительные работы.
Местному сообществу проект дает инструменты для дальнейшего развития, а потенциальным инвесторам — предложения по реализации проектов туристической инфраструктуры. Проект уделяет особенное внимание сохранению исторической среды и развитию локальной идентичности. Маркетинг стал важной составляющей развития креативного туристического продукта.
В стратегии развития инфраструктуры вдоль яхтенных туристических маршрутов мы ориентируемся на критерии «Голубого флага», одной из признанных в мире добровольных сертификаций для пляжей, пристаней и лодок для устойчивого туризма.

В 2022 году мы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Сильные идеи для нового времени» с проектом развития яхтенного туризма и парусного спорта на Дальнем Востоке и вошли в ТОП-100 проектов из 19 тысяч участников. Проект включает в себя развитие сети яхтенных марин от Владивостока до Камчатки с пилотным яхтенным маршрутом в Сахалинской области, где должны появиться 7 яхтенных марин разного формата и размера. Мы планируем создать межрегиональную рабочей группы с представителями разных министерств Приморского края, Сахалинской области и Камчатского края; разработать мастер-план пилотного маршрута, определить участки под размещение инфраструктурных объектов вдоль маршрутов для дальнейшего их резервирования. разработать инвестиционные проекты.

Впереди долгий путь, который требует межведомственной координации и плотной работы с регионами, однако мы готовы к этому процессу и хотим, чтобы в стране появился цивилизованный рынок яхтенного туризма.
Один из важных проектов, который мы недавно запустили с урбанистом Оксаной Веселковой, — просветительский портал ShoUrbanism про развитие устойчивых берегов. Это некоммерческий международный проект, который объединяет в себе знание про развитие и управление прибрежными территориями и всё, что связано с использованием водных ресурсов. В планах — собрать глобальную сеть экспертов, которые занимаются проблематикой и решениями, связанными с водой. Мы хотим собрать международные практики, которые можно будет реализовать в России.