»
Ксения Титова, руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ)

Туристические схемы
и с чем их едят

В конце 2021 года у компании «ПроГород» (входит в группу ВЭБ.РФ) появился проектный офис — он стал квалифицированным заказчиком по разработке туристических схем, или мастер-планов макротерриторий, и схемы туристического развития всей страны в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Много неизвестных слов, правда? Мы попросили руководителя проектного офиса Ксению Титову рассказать, как устроена новая работа с туризмом, которая распространяется на всю страну, и поделиться первыми результатами.
Что за макротерритории
Впервые в истории туризма в России к его развитию применяется макротерриториальный подход. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и государственной программы «Развитие туризма» в 2022–2024 годах запланировано создание 12 таких мастер-планов туристических макротерриторий. На сегодняшний день «ПроГород» разработал три межрегиональных проекта: «Западный Юг России» (Республика Крым и Севастополь), «Большое Золотое кольцо» (Ярославская, Костромская, Владимирская, Ивановская, Рязанская, Тульская, Калужская, Тверская и Московская области), «Дальний Восток» (Приморский и Камчатский края, Сахалинская область), а также схему развития туризма Российской Федерации.

До конца 2023 года будет завершен проект «Из Москвы в Санкт-Петербург», работа над которым началась осенью 2022 года. В макротерриторию, кроме двух столиц, входят Московская, Ленинградская, Тверская, Новгородская, Псковская области и Республика Карелия. Также будут завершены проекты «Байкал» (Республика Бурятия и Иркутская область) и «Большой Кавказ» (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарская Республика и Ставропольский край), работа над которыми началась в июне. Еще шесть схем будут разработаны в 2024 году.
Проект всесезонного курорта во Владимирской области
кто такой квалифицированный заказчик
Квалифицированный заказчик — это оператор процесса разработки схем, он организует коммуникацию между федеральным министерством (в данном случае — Минэкономразвития России) и исполнителями. Наши эксперты обладают компетенциями обеих сторон (GR и проектирование), что позволяет определять направление работ и проводить профессиональный аудит результатов на каждом этапе. Проектный офис контролирует весь процесс разработки схем: от формирования технического задания до согласования результатов работ с регионами и федеральными органами власти.

К работе над каждым проектом привлекается многопрофильный консорциум. В него входят специалисты в области мастер-планирования, бизнес-консалтинга в сфере туризма, местные эксперты из регионов, а также отраслевые компании, которые занимаются маркетингом территорий, социологией, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Взаимодействие с федеральными и региональными органами власти ведется в рабочих группах по каждому проекту, а также в рамках стратегических сессий, куда также приглашаются местный бизнес и профильные эксперты. Есть большой блок социологических исследований, представленный глубинными интервью и опросами. В итоге формируется понятный структурированный план туристического развития макротерриторий.
Проект всесезонного курорта в Тверской области
Что уже сделано
Проект всесезонного курорта на Камчатке
В прошлом году проектный офис разработал пилотные проекты для трех туристических макротерриторий — «Большое Золотое кольцо», «Дальний Восток» и «Западный Юг России», они представлены в правительство и утверждены весной этого года.

Каждая из трех макротерриториий охватывает один из наиболее популярных видов туризма: «Большое Золотое кольцо» — культурно-познавательный отдых, «Дальний Восток» — экотуризм, «Западный Юг России» — пляжный отдых. Регионы разные по транспортной доступности, концентрации и типу аттракций. Если в «Большом Золотом кольце» преобладают памятники истории и архитектуры — 19 из 45 исторических поселений федерального значения и пятая часть всех объектов культурного наследия страны, то конкурентным преимуществом Дальнего Востока являются уникальные природные территории, многие из которых имеют статус особо охраняемых. В макрорегионе «Западный Юг России» ключевая аттракция также природная (море), но формат отдыха туристов совершенно иной — пляжный, часто семейный.
В каждом проекте мы стремимся максимально разнообразить предложения для отдыха. Например, для «Большого Золотого кольца» мы проработали варианты активного, экстремального, гастрономического и других видов отдыха, а для туристического макрорегиона «Дальний Восток» — горнолыжного, оздоровительного (в частности, medical spa), активного и т. д. Для «Западного Юга России» — гастрономический туризм на крымских терруарах, историко-культурный, природный.

Все дополнительные точки роста выявляются с учетом анализа возможностей территорий и профилей целевой аудитории. Например, Дальний Восток по портрету туриста можно назвать направлением для «мужского» отдыха, так как туристические маршруты чаще всего сложные и инфраструктура пока не рассчитана для поездок с детьми. В Крым едут разные категории отдыхающих, но среди них большая доля автотуристов. А «Большое Золотое кольцо» — наиболее универсальное направление из перечисленных, где уже в той или иной степени развиваются многие виды туризма, но преобладает все же культурно-познавательный. При этом мы понимаем важность расширения предложения и привлечения новых групп путешественников для повышения частоты и продолжительности туристических поездок, а также среднего чека.
Проект всесезонного курорта на Сахалине
как устроена работа
Структура схем (мастер-планов) включает, как правило, три блока работы. Первый — комплексный анализ всех доступных типов данных о территории. В том числе BigData (данные сотовых операторов, банковских транзакций и др.), пространственные данные — информация о точках притяжения, маршрутах, инфраструктуре, транспортном каркасе, природных территориях, доступных для туризма. Большую роль в проекте играет социология или, правильнее сказать, социальная антропология. Она помогает «увидеть» портреты целевых аудиторий, оценить удовлетворенность сервисами и понять ожидания от поездки. Мы проводим количественные и качественные исследования — от онлайн-анкетирования с выборкой несколько тысяч человек до глубинных интервью с экспертами рынка, туроператорами и органами власти.

Второй блок — разработка стратегии и прогнозирование турпотока и номерного фонда. Стратегия включает в себя предложения по улучшению транспортной связности туристических объектов, развитию инженерной инфраструктуры для ключевых туристических аттракций, выбор локаций под всесезонные курорты, разработку для них концепций и расчет ключевых финансовых показателей и эффектов.

Третий — формирование дорожной карты проекта, которая представляет собой детализированный список всех мероприятий со стоимостью, сроками, этапностью реализации и потенциальными источниками финансирования (матрица инструментов финансирования). Оцениваются эффекты от реализации мастер-плана, а также ожидаемый вклад в достижение целевых показателей национального проекта.
Проект всесезонного курорта на Сахалине
Одна из ключевых компетенций, которая появилась у проектного офиса за время работы над турсхемами, — разработка алгоритма выбора локаций в регионах под всесезонные курорты, т. е. круглогодичные комплексы туристической инфраструктуры. Чтобы отобрать такие территории, специалисты анализируют концентрацию точек притяжения, транспортную доступность относительно основных источников спроса, земельно-имущественные отношения и ограничения развития территорий. При разработке концепций всесезонных курортов формируются предложения для разных групп путешественников и разных форматов отдыха (по длительности и бюджетным группам).

Мы знаем, что по итогам разработки схем 2022 года в некоторых регионах уже началась работа по внедрению проектных решений в граддокументацию и приведению стратегий развития отрасли в соответствие с прогнозами туристических схем, под некоторые приоритетные проекты уже найдены инвесторы и планируется их реализация.

В работе мы тесно взаимодействуем с регионами. В каждом субъекте работу сопровождает курирующий вице-губернатор, а примерно в 10% случаев проект на собственный контроль берет губернатор, который лично вникает в детали. Но всегда важно сохранять многоуровневую коммуникацию: от муниципалитета до руководства региона, чтобы в работу над туристическим мастер-планом были вовлечены все заинтересованные стороны.