Освещение предстоит систематизировать в каждом городе. Для этого нужно учитывать следующие правила:
Учитывать окружающую среду. Световое мастер-планирование — важный инструмент при проектировании городского освещения. Многие крупные города мира активно разрабатывают свои световые мастер-планы, у нас же по этому пути пока пошел только Санкт-Петербург.
Несмотря на то, что у многих городов есть дизайн-код уличного и архитектурного освещения, коммерческий заказчик может не учитывать эти рекомендации. Это дает свободу действий, возможность сделать по-настоящему уникальный дизайн. Однако это же привносит еще большую разрозненность в общий облик городской среды. Чтобы не нарушать целостность структуры улиц города, дизайн нужно вписывать в контекст. Совместная работа всех участников проекта, в частности архитектора и светодизайнера, по исследованию и глубокому анализу территории и окружения составляют 70% успеха будущего концепта освещения.
Учитывать разные ракурсы. Очень важно анализировать проект освещения со всех ракурсов, которые могут быть видны наблюдателю. Например, светильники, направленные сверху вниз, могут создавать красивый световой эффект с большого расстояния, но идущего по тротуару будут слепить.
Думать наперед. Объекты со временем меняются и развиваются. Чтобы дизайн не был устаревшим уже через год после его реализации, проектировщикам нужно быть немножко Алисой Льюиса Кэрролла: бежать в два раза быстрее и продумывать, как изменится среда через 10 лет. Некоторые должным образом спроектированные дизайнерские решения XX века все еще считаются актуальными и по сегодняшний день, в пример можно привести московское метро, где глубокая интеграция света в архитектуру и позволяет создать решение «вне времени».
Интегрировать. Постоянно замечают все светильники на фасадах только те люди, которые их устанавливали. Прохожие часто не обращают внимания на световые приборы, особенно днем. Но, даже учитывая этот факт, нужно сказать, что от расположения освещения часто зависит общее восприятие объекта. Неаккуратный монтаж, кабели на фасаде, огромные неокрашенные приборы, на полметра отстоящие от фасада, способны испортить любой памятник исторической архитектуры.
Быть сдержанными. Это тот самый случай, когда лучше меньше. Если количество световых приборов в проекте зашкаливает, это явный повод задуматься, действительно ли хороша концепция.