»
Александра Ушакова, руководитель UNK lighting
Городское освещение как реклама из 2000-х. Как освещать города
Освещение играет все большую роль в проектах изменения городской среды. Используя этот инструмент правильно, можно добиться результата быстро и относительно недорого. Но пока городам только предстоит научиться работать со светом: как развивалась эта отрасль, что уже успели сделать и чего городам сильно не хватает сейчас, рассказываем в этом материале.
что было
В XX веке города освещали натриевыми лампами. И несмотря на то, что они известны плохой цветопередачей, их до сих пор используют, в том числе и в Москве. Но им на смену постепенно приходит светодиодное освещение. Появившееся совсем недавно, в 2000-х годах, оно сразу поменяло правила игры. Благодаря компактным размерам, малой мощности и разнообразию оптических эффектов освещение стало активно развиваться в разных направлениях — архитектуре, ландшафте, инсталляциях и арт-объектах.

Это позволило сделать большой шаг в освещении городов, но никак не регулировалось. Был случай в 2003 году, когда на жилой дом установили рекламу «Кодак» — огромный светящийся куб, повторяющий форму коробочки от той самой пленки. На тонкой железной ноге он завис над стилобатной кровлей на уровне второго этажа и светился всю ночь. Яркий свет от куба попадал в окна под любым углом, так, что даже шторы не спасали. Куб не давал покоя жителям расположенных рядом домов целых три года, прежде чем его демонтировали.
И если сегодня центры крупных городов учатся умно и красиво использовать светодиодное освещение, то в других местах оно все еще напоминает рекламу 2000-х. Не хватает единой концепции и слаженности в действиях по размещению света в городе.
как сейчас
Одна из главных проблем — завышенная освещенность, световое загрязнение и, как следствие, «паразитная засветка». Паразитная значит нежелательная, неверно направленная, а от того и мешающая горожанам. Для людей это засветка окон от рекламных щитов, проекторов, фонарей, для животных — светящиеся ярким цветом деревья в их ареалах обитания в режиме 24/7. Нездоровая ситуация.

Существует и обратная проблема — неравномерность освещения. Причинами могут быть ошибки в расчетах или замена старых светильников на светодиодные в соотношение 1:1 (хотя это недопустимо, ведь световая отдача светодиодов значительно выше), низкое качество самого оборудования. Еще одна проблема — тональность освещения. Раньше в городах использовались натриевые источники света с низкой цветопередачей, поэтому даже при ярком свете нашему глазу было сложно различать цвета. У светодиодных светильников цветопередача выше в 2,5–3 раза, при этом они могут светить холодным, и очень часто в городах злоупотребляют этой возможностью. Желательно использовать цветовую температуру не выше 3000К — теплый белый свет. Он создает приятную световую атмосферу. В некоторых случаях можно использовать более холодные оттенки белого цвета, например для создания акцентов на элементах или деталях. Это важно не только с эстетической точки зрения, но и для лучшей видимости и зрительного комфорта.

На сегодняшний день мода на перегруженные вывесками фасады прошла, зато бум на разнообразное освещение в городах только растет. В Москве вряд ли найдутся места, где царит произвол рекламных вывесок — их подсветка теперь разрабатывается еще на этапе концепции проектирования архитектуры. Однако бывают случаи, когда жители страдают от излишнего освещения. И тщательное и продуманное регулирование этой сферы еще предстоит.
Что уже успели сделать
Сегодня по всей России происходит замена натриевых ламп на светодиодные. Их подключают к централизованным системам управления, что позволяет создавать гораздо больше сценариев освещения, а также возможность «диммировать» светильники — уменьшать яркость в темное время суток до необходимого минимума. Такой подход позволяет существенно увеличить показатели энергоэффективности.

Умное уличное освещения может автоматически отключаться, у него есть защита от скачков напряжения и индивидуальное управление. С помощью дистанционного управления создаются различные концепции освещения фасадов, в том числе динамическое освещение с изменением цвета. И что важно, светодиодное уличное освещение гораздо более энергоэффективно, оно потребляет в разы меньше электроэнергии.

Так, например, Москву освещает около 700 тысяч светильников. Из них светодиодных около трети. Остальные ОЭК заменяет на современные по мере их выхода из строя. Например, в прошлом году было заменено больше 6000 светильников.
Что могут сделать проектировщики
Освещение предстоит систематизировать в каждом городе. Для этого нужно учитывать следующие правила:

Учитывать окружающую среду. Световое мастер-планирование — важный инструмент при проектировании городского освещения. Многие крупные города мира активно разрабатывают свои световые мастер-планы, у нас же по этому пути пока пошел только Санкт-Петербург.

Несмотря на то, что у многих городов есть дизайн-код уличного и архитектурного освещения, коммерческий заказчик может не учитывать эти рекомендации. Это дает свободу действий, возможность сделать по-настоящему уникальный дизайн. Однако это же привносит еще большую разрозненность в общий облик городской среды. Чтобы не нарушать целостность структуры улиц города, дизайн нужно вписывать в контекст. Совместная работа всех участников проекта, в частности архитектора и светодизайнера, по исследованию и глубокому анализу территории и окружения составляют 70% успеха будущего концепта освещения.

Учитывать разные ракурсы. Очень важно анализировать проект освещения со всех ракурсов, которые могут быть видны наблюдателю. Например, светильники, направленные сверху вниз, могут создавать красивый световой эффект с большого расстояния, но идущего по тротуару будут слепить.

Думать наперед. Объекты со временем меняются и развиваются. Чтобы дизайн не был устаревшим уже через год после его реализации, проектировщикам нужно быть немножко Алисой Льюиса Кэрролла: бежать в два раза быстрее и продумывать, как изменится среда через 10 лет. Некоторые должным образом спроектированные дизайнерские решения XX века все еще считаются актуальными и по сегодняшний день, в пример можно привести московское метро, где глубокая интеграция света в архитектуру и позволяет создать решение «вне времени».

Интегрировать. Постоянно замечают все светильники на фасадах только те люди, которые их устанавливали. Прохожие часто не обращают внимания на световые приборы, особенно днем. Но, даже учитывая этот факт, нужно сказать, что от расположения освещения часто зависит общее восприятие объекта. Неаккуратный монтаж, кабели на фасаде, огромные неокрашенные приборы, на полметра отстоящие от фасада, способны испортить любой памятник исторической архитектуры.

Быть сдержанными. Это тот самый случай, когда лучше меньше. Если количество световых приборов в проекте зашкаливает, это явный повод задуматься, действительно ли хороша концепция.
Как горожанин может влиять на освещение
Можно ли что-то предпринять, если по ночам в окно ярко светит обыкновенный уличный фонарь? Да, можно обратиться в Роспотребнадзор или, например, в «Добродел» и «Госуслуги». Тогда специалисты проверят и определят, происходит ли отклонение от нормы. Если нарушение зафиксируют, будет проведена дальнейшая работа по решению проблемы.

Чтобы попробовать себя в роли светодизайнера, можно скачать на телефон одно из бесплатных приложений для измерения освещенности — люксметр. По сравнению с настоящими приборами они имеют довольно большую погрешность, но общее представление составить все-таки можно. Используя приложение, можно проверить, есть ли у вас 500 лк на поверхности рабочего стола, понять, при каком значении вам комфортно читать, а также зафиксировать «паразитную засветку» от внешнего освещения.