При работе с образовательными учреждениями проектировщики встречаются с целым рядом сложностей. Детские сады часто проектируются по остаточному принципу, будучи для девелоперов больше обязательством, приложением к жилищному строительству. Хотя многие девелоперы стараются делать это качественно.
Государственным учреждениям свойственны четкие нормы: плитка, выложенная четко 1,5х1,5 метра; четкое деление на комнаты: коридор, игровая, спальная и так далее. Ни шагу вправо, ни шагу влево. В итоге приходится каждый раз с этими нормами играть: так, в плитку мы внедрили пиксельность, сделали цветовые коды обозначений и символы для каждой группы.
Не менее важный вопрос — то, как объект живет впоследствии. Случалось, что отлично спроектированные садики государство потом не могло себе забрать, потому что его эксплуатация оказывалась слишком дорогой, хотя все было спроектировано по нормам. Например, мы предложили элементы для хранения, чтобы не усиливать визуальный шум, — знаете, рисунки детей, игрушки повсюду… И детский сад в силу ограничения бюджета смог закупить только самое простое, типовое. На такие статьи у государственных учреждений заложен очень маленький бюджет или его нет вовсе. В бюджете проекта, например, не была предусмотрена разработка навигации. Но если хочется, чтобы дети находились в классных пространствах, все это нужно менять.
Еще одна из специфических норм заключается в том, что государственный сад должен быть отдельно стоящим, но у него должна быть обязательно своя большая территория, в среднем 1,5–2,5 гектара. Это огромная территория, и выделять такой огромный кусок часто невыгодно. В девелоперских проектах пытаются часто уйти от этой нормы, сделав не государственный, а частный встроенный сад, а школу не делать вообще. По нормам детский сад и школа не могут использовать прилегающий парк как территорию для прогулок, хотя это было бы уместно. Также должен быть глухой забор, хотя детское оборудование можно было бы использовать по вечерам. Получается устаревшее непроникающее пространство. Лучше внедрять такие стандарты, чтобы человек мог контролировать безопасность детей, чем ставить дополнительный забор, за который иногда даже родители не могут попасть.
Все то, что заложено в детских садах, отражается на детях потом. Даже яркие наклейки на шкафчиках. Наша задача как проектировщиков создавать среду, которой маленький человек будет вдохновляться. Кстати, не только маленький. Воспитателям приятно работать в той среде, где удобно общаться с людьми, где видно детей, куда можно отойти передохнуть.
Обратите внимание, как в Москве поменялись поликлиники: на первом этаже кофейня, удобная зона ожидания, гардеробная, приятные цвета и френдли-пространства.. И кажется, что уровень стал совершенно другим и врачи профессиональнее. И совсем другое отношение и у специалистов, и у пациентов.