»

In the Middle of Nowhere: как создать центр города из ничего


Олег Шапиро, основатель архитектурного бюро Wowhaus
Преображение центра Тулы стало ярким явлением региональной урбанистики. За два года администрации Тулы и архитектурному бюро Wowhaus удалось восстановить весь исторический центр и вернуть жителям города закрытую набережную у кремля.

Сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро рассказал «кто твой город» о том, как Туле удалось создать новый центр города, стать популярным туристическим направлением и даже сравнил «эффект Тулы» с «эффектом Бильбао».
Предпосылки
Все началось с того, что новый губернатор Тульской области Алексей Дюмин договорился с военным заводом, что те передадут городу бывшую складскую территорию, которая прилегала к Тульскому кремлю. Производство сейчас меняется, и столько земли заводу уже не нужно. Между обводным каналом и кремлем была просто промплощадка — эту часть годами никто не видел, она скрывалась за заводским забором. С другой стороны кремля идет улица Металлистов — когда-то главная историческая улица, Пятницкая, застроенная памятниками архитектуры федерального значения, очень достойными, надо сказать. В последние годы улица находилась не в лучшем состоянии, оказавшись на периферии городских событий. Новая набережная и улица Металлистов выходили на Крестовоздвиженскую площадь, где когда-то стоял храм, а к началу нашей работы была просто проезжая часть.
Из проезжей в пешеходную
По сути, это был центр города, где не было жизни вообще. Мы решили, что вся эта часть, включая улицу Металлистов, Крестовоздвиженскую площадь и новую набережную старицы реки Упы, должна стать пешеходной и связанной между собой небольшими перпендикулярными улицами. Тогда тут смогут появиться все составляющие центра современного города: музейный квартал, прогулочные зоны, кафе, магазины и новая связь города с кремлем.

На улице Металлистов на тот момент была проезжая часть, исторические дома были заброшены и не оснащены современными коммуникациями. А на площади был транспортный разворот.

Чтобы понять, как повлияет на городской трафик наша идея превратить улицу в пешеходную, вместе с московскими специалистами мы провели макро- и микромоделирование транспортных потоков и пришли к выводу, что к худшему ничего не изменится. Мы, конечно, переживали, когда улицу перекрывали, и следили, как идет процесс. В итоге и правда стало лучше.
Закопать деньги
Работа над набережной началась с очистки и наполнения водой русла старицы и расчистки территории. Мы подняли со дна и вывезли около 70 тонн мусора — сегодня в русле чистая вода. На площадке даже сделали контейнер с микромузеем, где можно было на находки со дна посмотреть.

Мы поменяли всю инженерную инфраструктуру: провели электричество к инфраструктурным объектам, сделали кабельную канализацию, заложив мощность, сопоставимую с тем, что есть на Садовом кольце в Москве. Помимо электричества в этом районе появилась ливневая канализация, которая часто полностью отсутствует в наших городах, все ветхие коммуникации были заменены, провода, закрывающие вид, убраны под землю. Появилась возможность проезда спецтранспорта. Мы проделали большую работу и с газоснабжением. На территории завода были проложены сети, но достаточно хаотично, никто на тот момент не задумывался об их использовании в будущем. На подземные работы была потрачена треть бюджета. Именно этот комплекс работ дал нам возможность перезапустить улицу.

Старицу реки пришлось очистить — двести лет этим никто не занимался. Мы поменяли геопластику, для того чтобы люди могли где-то пройти над рекой, а где-то спуститься к реке. Земля пересыпалась с одного места на другое, ведь набережная довольно длинная, и путь длиной в 1 км необходимо было как бы растворить. С мостков люди иначе смотрят на местность. Другой взгляд — другая точка зрения. Когда-то река была судоходной, и на этом месте уже существовал прообраз нынешних мостков. Из того, что не удалось отстоять, — деревья вдоль мостиков, часть из них пришлось вырубить из-за требований безопасности завода. Но сейчас, через пять лет, берег уже снова зарос ивами и имеет вполне живописный вид.

Мы понимали, что есть пешеходная улица Металлистов и есть набережная, на которой будет много событий происходить. Между этими центрами важно было установить связь. Для этого пришлось убирать некоторые объекты между улицей и набережной, которые раньше были как бы на окраине города, а вдруг внезапно оказались в его центре: шиномонтажи, склады, гаражи, хибарки, — и это была большая и важная работа администрации.
Новые связи
Музейный квартал стал основным якорем центра города. Он открылся в 2020 году к 500-летию Тульского кремля на улице Металлистов. Первым был научный центр «Археология и реставрация» Государственного музея-заповедника «Куликово поле», позже открылись филиалы Государственного исторического музея, Поленово и Ясной Поляны. Сегодня в Музейном квартале Тулы около десятка экспозиций. Первые этажи других зданий заняли кафе и магазины. По благоустроенным дворам пешеходы могут пройти от улицы Металлистов к набережной. У нас получилось связать набережную и Музейный квартал, сейчас эти связи существуют, там появилась жизнь.

Остальные здания город планировал отдать в долгосрочную аренду под реставрацию бизнесу. Реставрация в этом случае идет не за бюджетные деньги. Здесь была проведена большая работа администрации по организации аукционов, поиску желающих, информационной поддержке. Среди первых арендаторов были молодые люди, туляки, которые хотели открыть бар. Через 2,5 года там остался всего один нераспределенный дом.

Мы ведь только запускаем процесс, а дальше идет саморазвитие города. Между рекой и кремлевской стеной появились прогулочные зоны, кафе, летняя сцена, детские и спортивные площадки. Со стороны улицы Мосина идет променад, за ним фестивальная площадка, есть театр, где с противоположной стороны реки стоит экран и можно смотреть кино. Зимой устраивается каток, проводятся ярмарки. Место живет и в зимнее время, но основной сезон, конечно, приходится на лето. Здесь проходят разные фестивали, по реке Упе ходят лодочки. Мы установили особые гидросооружения-плотины: речка хоть и небольшая, но раз в сто лет ее уровень может подниматься на целых 6 метров.
Мне кто-то прислал высказывания Екатерины Шульман (прим.: признана иноагентом) по поводу этой набережной, она из Тулы. Так вот, она сказала, что набережная для туляков стала как новая комната в квартире. Вот у тебя есть двухкомнатная квартира, а потом ты приходишь с работы, и выясняется, что она трехкомнатная. Она была, ты просто не знал, что она открыта. Так и было, я думаю, в плане развития внутренней жизни.


Возле креативного кластера «Искра» было довольно пустынное место, которое сегодня ожило. С ними мы тоже вели обсуждения проекта, да и открылись они практически параллельно. Но если у нас были, в общем, деньги государственные и мы должны были рационально ими распорядиться, то в проекте «Искры» были частные деньги. И это было счастливое совпадение, потому что «Искра» и наш проект, особенно поначалу, чрезвычайно друг друга дополнили, вошли в резонанс.
Развитие по инерции
Сегодня в обновленном центре города активно развивается малый бизнес: открываются новые кафе, рестораны, отели и магазины. На реконструированной территории улицы Металлистов сейчас работает около 40 туристических объектов, включая культурный кластер — Музейный квартал с филиалами пяти федеральных музеев.
Город — это инерционная система, которую сложно заставить изменить темп развития. Но если этот темп изменился, его уже не остановить: по инерции начинают развиваться и прилегающие территории, бизнес и сообщества придумывают все больше и больше активностей. После успешного запуска среда начинает органично развиваться сама, но, конечно, при грамотных и непрерывных усилиях администрации.
Эффект Тулы
Удивительно, как вырос объем турпотока, хотя в Туле нет дворцов, как в Петербурге, нет Черного моря. Традиционно города, близкие к супергороду, столице, быстро истощаются за счет оттока населения. Но в случае с Тулой, наоборот, близость столицы организовала весь турпоток. «Ласточки» забиты, сложно купить билет. И Москва дает этот туристический трафик, в основном выходного дня: пятница, суббота, воскресенье, но сейчас уже он смещается и на четверг. Город стал заметен на туристической карте России, в том числе на карте москвичей, это важно, потому что раньше его как будто бы и не было.
Если бы мне предложили сравнить «эффект Бильбао» и «эффект Тулы», я бы сказал, что у нас получился более прозрачный эксперимент. Во-первых, этот эксперимент доступен анализу и осмыслению, во-вторых, он свободен от маркетинговых усилий. В Туле и затраты были несопоставимо ниже, и результат не затуманен дополнительным эффектом суперобъекта культуры, спроектированного суперзвездой. Здесь яснее базовые закономерности перезапуска центра города средних размеров, нагляднее анатомия его успешного изменения.




«Эффект Тулы» — это вполне осознанная градостроительная стратегия, ревитализации центра, которая изменила привычную жизнь города, в том числе экономически, благодаря развитию туризма. Комплекс событий, в том числе и не проектируемых, сопутствующих (например, близость столицы, отличная трасса, усилия местных властей), позволяет месту дальше развиваться.