Мне на всю жизнь запомнилась ОДИ в Волгограде в 1985 году. Мы однажды открыли дверь в комнату, а там от пола до потолка арбузы, которыми нас кормили для стимулирования интеллектуальной деятельности. После таких семинаров люди разъезжались по своим местам, то, что рождалось на играх, пробовали у себя применять, и там уже требовались не эксперты, а новая аудитория — местные жители.
Тогда модным словом было «модернизация». В рамках такого рода процессов важным был показатель, насколько тот или иной объект интенсивно используется. О вовлечении не было речи, но способность привлечь была важна, и корень у этой деятельности и вовлечения был общий.
Уже в 1990-е годы я делал концепцию развития культуры в Рязанской области, в Ханты-Мансийске, Сургуте, Твери, Почепе и других городах. Главным нервом были интенсивность использования и способность актуализировать деятельность жителей, превратить население в активистов. Были малые города и понятие «деятельное сообщество» ― те, кто ведет не пассивный образ жизни, а выступает с инициативами, что-то делает, меняет в своем окружении.
Вначале это были активности существующих проектных организаций, оказавшиеся на рынке и вынужденные интенсивно искать новые типы объектов в проектировании, которые будут пользоваться спросом, и опираться на экспертные знания по региональной тематике. Но жить им оставалось недолго, они ушли в небытие, хотя это была ценная когорта организаций и профессионалов.