«Количественные показатели конкурса успешны, но зачастую количество реализованных проектов-победителей, суммы привлеченных средств и площади благоустроенных территорий не отражают объективную картину и глубинные эффекты, полученные по итогу реализаций», — говорит Никита Асадов.
Даже двух-трех лет достаточно, чтобы в проекте появились первые заметные изменения. В заявке социально-экономическим эффектам уделяется большое внимание, но вот удается ли их достичь? С одной стороны, вроде бы очевидно, что постпроектная оценка проектов благоустройства сегодня нужна всем: и самим организаторам конкурса, и практикам, чтобы как минимум понять, что происходит, как максимум — исключить системные ошибки и отладить процесс управления территорией. С другой стороны, и организаторы, и участники конкурса заинтересованы в том, чтобы привлечь финансирование на следующие проекты, а объективная оценка эффектов может поднять вопрос об их целесообразности.
Надо признать, что распоряжение бюджетами, отчетность и необходимость укладываться в сроки зачастую идут вразрез с попытками наладить системную работу и добиться качественных изменений. С постоценкой есть и объективные сложности: что именно и как считать, откуда брать данные. «Чтобы нормально считать социально-экономические эффекты, надо перевести их из плоскости "фантазии проектировщиков" в конкретные показатели, с четко зафиксированными источниками данных и методиками расчета. Но надо решить проблему с наличием данных. По малым городам их зачастую мало или вообще нет. Есть и еще один момент. Города — живая экосистема. Мы предполагаем, как будет развиваться город, но факторов слишком много. Город может показывать иное развитие и иные результаты, чем мы предполагали, и не обязательно негативные. Как будем их считать и оценивать?» — отмечает один из экспертов. Кстати, некоторые решили не дожидаться официальной методики и пробуют сами: есть
методика постоценки с качественными и количественными показателями у Ленобласти,
универсальная методика оценки проектов благоустройства у Башкортостана.
Возможно, первые экспериментальные пробы постоценки будут представлены уже в этом году. «Отдельным блоком стоит вопрос оценки эффектов от реализации проектов по развитию малых городов и исторических поселений. Агентством совместно с Минстроем России и Ассоциацией разработчиков проектов развития территорий и комфортной городской среды запланировано проведение исследования и презентация экспертно-аналитического доклада по вопросам подготовки и реализации комплексных проектов благоустройства городских территорий», — говорит Ольга Захарова.
В этом году Минстрой России совместно с Агентством и Ассоциацией разработчиков проектов развития территорий и комфортной городской среды запустит экспертно-обучающую программу «Технологии и практики по разработке проектов комплексного развития городской среды» для повышения квалификации региональных и городских команд. Программа подразумевает подробный разбор совместно с экспертами каждого этапа подготовки, реализации и эксплуатации проектов комплексного благоустройства, формирования понятных чек-листов и алгоритмов действий. Задача программы — на основе лучших муниципальных и региональных практик описать технологии и процессы производства работ, сделать муниципалитеты квалифицированными заказчиками в сфере благоустройства.