»
От архитектурно-градостроительных регламентов
исторического центра к ловушке градорегулирования: мнение
Артем Никитин, руководитель проектов компании «Новая Земля»


Как поменять внешний вид исторического центра города, если его регулирование касается десятка нормативно-правовых актов, которые включают устаревшие нормы и не дают пространства для новых? На помощь приходят архитектурно-градостроительные регламенты — зонтичный инструмент, который позволяет добиваться видимых эффектов. Вот только действительно ли это влияет на город, если у него нет полномочий и свободы действий? Рассказывает Артем Никитин, руководитель проектов компании «Новая Земля», которая разработала такие регламенты для Дербента, Улан-Удэ и других городов.
Что такое регламенты исторического центра
Начать надо с того, что архитектурно-градостроительных регламентов исторических центров городов не существует. На сегодня в законах единого определения регламентов исторического центра нет, поэтому в проектах мы подразумеваем комплексный инструментарий. Он охватывает работу с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), Правилами благоустройства, другими нормативно-правовыми актами, отдельные рекомендации и инструкции по соблюдению разработанных правил и порядку их согласования. Стоит отметить, что в прошлом году в градкодексе появился новый инструмент регулирования, архитектурно-градостроительный облик, или АГО, но он не меняет комплексного подхода в регулировании через несколько инструментов, о котором мы говорим в этом тексте.

В проектном подходе «Новой Земли» архитектурно-градостроительные регламенты исторического центра — это совокупность нормативно-правовых документов и методических рекомендаций, цель которых — повышение качества архитектурной среды и гармонизация правового регулирования этой области. Проще говоря, это зонтичный термин, который позволяет комплексно работать с архитектурной средой города.

Каждый город особенный, в каждом городе свои задачи и свои вызовы. Поэтому все изменения, которые происходят с точки зрения регулирования, индивидуальны. Наша работа по формированию регламентов начиналась с Московской области. Там мы занимались исключительно внешним обликом фасадов, который регулировали только через Правила землепользования и застройки. В Дербенте была более комплексная история: появились изменения в Правилах благоустройства и отдельный нормативно-правовой акт, который регулирует информационные конструкции, рекламные и другие элементы. На пилотных территориях появилась возможность показать эффекты от комплексного внедрения всех принципов. В регламентах исторического центра Улан-Удэ, для которого компания сделала еще и мастер-план, акцент был сделан на городской навигации.
Эффекты регламентов
Гармонизация правового регулирования. Во многих регионах до сих пор основная проблема — это противоречия и коллизии в регулирующих документах. Порой в разных документах один и тот же архитектурный элемент или параметр имеет разные характеристики и регулируется по-разному. Сложившаяся практика регулирования объектов благоустройства отдельными нормативно-правовыми актами создает дополнительные противоречия, это приводит к рассогласованности и хаотичности в правовом регулировании.

После анализа правовых документов и сложившейся практики становится понятно, какие документы сейчас действуют и что регламентируют на региональном и местном уровне. Проведенный аудит позволяет увидеть, как регулирование разрозненно, дифференцировано по отраслям и где проявляются коллизии.

Система координат. На практике администрации городов зачастую выбирают элементы благоустройства случайным образом и в последний момент, а цветовые решения фасадов определяются по доступным на складе краскам. Но спонтанное развитие и дизайн не всегда приводит к долгосрочным и качественным решениям. Одна из задач регламентов — создать общее стратегическое видение и задать систему координат при дальнейшей работе с городской средой.

Регламент становится документом, который включает не только зафиксированный каталог дизайн-решений, но и ценностные установки, которые позволяют принимать вдумчивые решения о развитии территории города в долгосрочной перспективе.

Правила игры. Архитектурно-градостроительные регламенты позволяют подготовить и утвердить порядок выполнения проектов на территории исторической части города. Это дает возможность повысить качество не за счет каталога готовых решений, а на основе утвержденного порядка выполнения проектов (выбор проектировщика, двухстадийное проектирование, обязательное участие квалифицированного (дипломированного) архитектора, приоритет местных проектировщиков и т.д.). Это позволяет исключить единые типовые подходы в застройке и благоустройстве городской среды и повысить местный проектный уровень.
Как устроена работа
I
Первый шаг помимо исследования контекста и градостроительного анализа ― аудит нормативно-правовых документов, которые есть в городе. Мы рисуем схему, по сути комикс про то, из чего состоит город: фасады, улицы, нестационарные торговые объекты (НТО) и прочее. Указываем, какой документ отвечает за регуляцию того или иного элемента. Так мы видим, есть ли какие-то противоречия. Например, ограждающие конструкции регулируются параллельно в двух сущностях — внутри ПЗЗ и внутри Правил благоустройства. Часто встречаются и противоречия между местным и региональным уровнем.

По этому комиксу мы понимаем, что кажется неэффективным, определяем, что надо интегрировать, чем дополнить. От аудита через комикс мы делаем практические предложения и рекомендации по совершенствованию действующей системы нормативно-правового регулирования. Также мы создаем гайдлайны, инструкции для бизнеса и местных жителей. Это, как правило, инфографика, где мы показываем пошагово, что нужно предпринять человеку для того, чтобы, например, поменять вывеску.
Регламенты туристического центра: кейс Улан-Удэ
В Республике Бурятия команда «Новой Земли» работала над проектом регламентов исторического центра. Совместно с архитектурным бюро «Практика» и командой архитектора из Улан-Удэ Дмитрия Ильина мы разработали регламент, который распространяется в основном на внешнее благоустройство и облик фасадов. Но главным ядром и фокусом регламента стали проекты городской навигации и информационных конструкций, так как город получил финансирование на реализацию после победы в конкурсе лучших проектов туристского кода центра города.

30–40% предпроектной аналитики было сделано на стадии разработки стратегии пространственного развития, до начала работы над регламентами. У команды уже было большое погружение в контекст и понимание градостроительных ограничений. После аудита местного регулирования мы расширили многие части правил, сделали графическое приложение, базу дизайн-решений благоустройства и подготовили рекомендации для органов местного самоуправления, а также частных собственников недвижимости.

Принцип регулирования внутри исторического центра основан на типологии улиц. Мы выделили три типа, которые сильно отличаются между собой по характеру регулирования. На относительно небольшой территории внутри исторического центра очень разная среда, характер застройки, и все это требует разных решений.

Эту работу мы делали совместно с администрацией, бизнесом, типографиями, которые занимаются выпуском продукции. Было много противоречий. На рабочих сессиях мы подгоняли размеры, обсуждали нюансы с производствами, которые работают в городе, обсуждали параметры, которые вошли в регламенты, некоторые параметры уточняли уже в процессе реализации (предельные параметры информационных конструкций были пересмотрены в ходе реализации регламента). Большая часть работы всегда лежит в плоскости коммуникации. Несмотря на экстремально сжатые сроки и неповоротливую бюрократическую реальность, в конце года в туристическом центре появилась городская навигация, а часть малого бизнеса заменила свои вывески и раскрыла фасады зданий. Всего планируется заменить около 200 вывесок.

Одна из важных ценностей ― поддержка местного. В Улан-Удэ это бурятский язык, и нам хотелось сделать его приоритетным в городской среде. Поэтому навигация представлена на трех языках: бурятский и русский основные, они однозначны по размеру в кегле, вся информация на картах и таблицах представлена именно на них. Дополнительный язык английский. Но кроме этого мы использовали еще и бурят-монгольскую каллиграфию, которая является важным элементом локальной идентичности внутри Бурятии и Улан-Удэ. На каждом элементе представлены свои исторические отсылки, которые мы сделали в партнерстве с художницей, мастером монгольской каллиграфии Асей Лыгденовой
Команда города: увеличение независимости и полномочий
Ставка на инструментализм оказалась ловушкой, в которую попало городское регулирование. Проблема градостроительного регулирования сегодня — это детерминизм и сверхконтроль, который не решает, а создает ряд новых проблем. Технократический подход в зонировании, строгая регуляция архитектурных параметров и мечты о готовом наборе дизайн-решений в контексте постоянных изменений дают только иллюзии создания качественной городской среды. Все это можно наблюдать в количестве разработанных дизайн-кодов и прочих PDF-альбомах, которые есть почти во всех крупных регионах.

Регламенты — это не статичный проект. Они дают краткосрочные эффекты, но ключевые долгосрочные изменения возможны только при помощи активной команды города, центра компетенций, сильном и независимом местном самоуправлении — при поддержке городских сообществ, которые и являются драйвером изменений. Для результативной работы местному самоуправлению нужно больше свободы действий. Важно, чтобы команда внутри города занималась мониторингом качества среды, разбиралась в правовых и нормативных изменениях, а также получала цеховую поддержку.

Совершенствование правового регулирования лишь позволяет улучшить механизмы реализации различных мероприятий и программ, но это только один из слоев работы со средой исторического центра. Наряду с этим наиболее важной задачей является повышение роли и квалификации архитекторов, в особенности местных, создание локальных центров компетенций, а также увеличение независимости и соответствующих полномочий в регионах.
Послесловие автора:

К сожалению, описанные ранее вещи — системные проблемы неолиберальной урбанистики, а не только градорегулирования. Инструментализм, технократия и дирижерский подход изгнал этику и справедливость, позволил кооптировать и создать инструмент усиления централизации и вертикали власти. Многие исследователи отмечают этот парадигмальный переход в городском управлении и планировании, называя это авторитарным урбанизмом.

Куцее информационное пространство, в котором публикуется этот текст, к сожалению, только играет на руку текущему статус-кво, манифестируя отсутствие альтернатив и ограниченное политическое воображение.

Градостроительное регулирование, как и в целом урбанистика, сегодня, как никогда, требует критической оптики и выхода из ловушки неисправных моделей.