»

Про мораторий
на строительство в Сочи, насыпную набережную, новый приморский курорт и поворот на Восток

Антон Глушков, главный архитектор Приморского края, экс-главный архитектор Сочи
О том, как занять самую незавидную (из-за своей сложности!) должность, добиться единственного подобного на всю страну моратория на строительство жилья, взять паузу, стать архитектором самого перспективного по нынешним меркам края и в буквальном смысле слова жить между Калининградом и Владивостоком, «кто твой город» поговорил с Антоном Глушковым.
ЧАСТЬ 1. СОЧИ
О моратории на строительство
Я сам из Калининграда. Там занимался коммерческой архитектурой, градостроительством, ПЗЗ, генпланами, сенситивными парками и малыми городами. После того как переделал несколько проектов малых городов, меня позвали в Сочи и предложили включиться в работу. Там уже два или три года не было главного архитектора, а предыдущие заканчивали, скажем так, не совсем уютно.

На этой позиции у меня было две ключевые задачи. Главное, чем я доволен и даже горжусь, как ни абсурдно это звучит, — это «запрет на стройку» многоквартирного жилья. Мораторий на многоквартирную застройку — очень вынужденное, но очень необходимое решение. К сожалению, Олимпиада имела побочный эффект: взрывной рост населения Сочи практически в два раза. Социальная, коммунальная и транспортная инфраструктура оказались не готовы к таким темпам. Для исправления ситуации по коммунальной инфраструктуре нами была подготовлена и согласована федеральная программа развития города Сочи. По социальной инфраструктуре же анализ показал, что она не просто отстает, а не имеет никакого шанса догнать ту жилую застройку, которая появилась за последнее время. В год строилось по два-три объекта социнфраструктуры, а всего уже требовалось порядка шестидесяти. Около двадцати пяти лет, только чтобы догнать. По две-три смены было в каждой школе, детские сады были переполнены. Основная сложность — отсутствие свободной земли под социнфраструктуру.

Это была чисто дипломатическая задача. Добиться моратория путем переговоров, синхронизации интересов всех застройщиков, девелоперов, юридических и надзорных институций.
Везде в стране стоит задача строить, строить, строить, а Сочи получил такую, скажем, индульгенцию в том, чтобы остановить застройку и ввести временный мораторий. Единственный вариант разрешения этого градостроительного конфликта — комплексное развитие территорий, причем с запасом: объекты должны были не просто обеспечивать территорию, но и «лечить» соседние.
О реакции застройщиков
В этот момент в Сочи стал появляться совершенной другой тип застройщиков, реальные патриоты города — не те, кто заходил за кратковременной прибылью, а те, кто действительно хотел играть вдолгую, а объекты проектировать уже не просто как коробки с метрами, а иные: с интересной архитектурой, хорошим ландшафтным дизайном, парковым ансамблем и так далее.

Интересный эффект моратория — застройщики попытались переключиться на псевдогостиницы и попробовать делать апартаменты.
Но был создан Градсовет из почетных архитекторов Сочи, городских активистов и лидеров общественного мнения, который внимательно рассматривал каждый проект и давал свои рекомендации — приносит ли данный проект городу благо или нет.

Удалось сформировать общее мнение, что город Сочи должен вернуть себе статус города-курорта и в первую очередь требуется развивать полноценный гостиничный и санаторный бизнес. Рентабельность, конечно, ниже, но капитал, который ранее шел в многоквартирную стройку, имеет возможность продолжать работать.

Безусловно, мы говорили о том, что останавливаем строительство не навсегда. Было важно сделать новый Генплан, определить возможные градостроительные потенциалы. Генплан должен был показать, какие территории подлежат консервации и «лечению», а какие — развитию. Сочи же гигантский, более 140 километров. Застройщики сконцентрировались на центральных и южных территориях, а северные территории, например Лазаревский район, слабо развиты. Каждая территория будет развиваться в соответствии со своими особенностями.
Я предполагаю, что в итоге получится длинная агломерация от Сочи до Тамани — цепочка городов с различной направленностью: от элитного пятизвездочного отдыха до бюджетного семейного туризма. Это большая интересная перспектива.
О новом образе Сочи
Другой проект — конкурс на новую центральную набережную Сочи. Когда мы пришли на работу, набережная была эхом из нулевых. Посреди прекрасного города — узкая дорожка в три метра между заборов, где люди вынуждены протискиваться. А за заборами что-то вроде заброшенного аквапарка. Встал вопрос о будущем этой территории. Мы предложили посмотреть шире, не только реконструировать «первую милю», но использовать ее как вход на искусственный земельный участок примерно в 50 гектаров.

В плане туризма, природного потенциала, сервиса в Сочи все хорошо, но вот культурной составляющей там пока очень мало. Приехал турист, полежал на пляже, вкусно поел, потанцевал, погулял два-три дня по городу, а дальше начинается скука. Мы предложили, чтобы набережная давала не только простые сценарии — шашлык, вино и пляж, — но и более сложные варианты развлечений, интересов и развития: выставочные залы, театр, экспозиционные площадки и площадки для выступлений. Удалось собрать пул инвесторов, который профинансировал международный архитектурный конкурс. В нем поучаствовало восемь архитектурных консорциумов, каждый из которых предложил свое стратегическое видение. Когда проект-победитель будет реализован, это, на мой взгляд, поднимет Сочи на международный уровень. Уже сейчас идет подготовка к созданию новых волноломов, отсыпка первого участка. «Первая миля» начинает строиться.
Сочи надо показывать с разных сторон. Демонстрировать его многогранность, а значит и усиливать пространственную связность всех объектов, рекреаций и сервисов. Я верю в то, что постепенно через грамотное управление мастер-планированием будет создан качественный новый образ Сочи.
О паузе
Сложно назвать это паузой. В Сочи я проработал три года, это довольно большой срок, для такой напряженной работы. С началом СВО Калининград, где живет моя семья, оказался в непростой ситуации. Неспокойное время, изоляция Калининградской области, беспокойство за детей, стало понятно, что нужно быть рядом с ними. Все поставленные задачи были реализованы или находились в конечной стадии реализации, поэтому я решил просить главу разрешения покинуть должность. Созданный Градосовет, грамотные управленцы в команде главы плюс талантливые и неравнодушные молодые архитекторы — оставлять Сочи было немного грустно, но спокойно.

Когда два-три года находишься в круглосуточном режиме, в восемь утра приходишь на работу, а в десять вечера закрываешь свой кабинет, накапливается бесконечное количество дней отпуска, которые не можешь себе позволить использовать. Это привычно, но все равно тяжело. Поэтому я взял паузу от управленческой деятельности на несколько месяцев, погрузился в исследовательскую и методологическую работу. Вместе с коллегами прорабатывал методологию анализа построенных общественных пространств, оценки социальных и экономических эффектов от благоустройства. Мы тратим существенные средства на создание комфортной среды, но недостаточно проводим постанализ и оценку построенного. Необходимо было создать инструменты и рекомендации для исключения ошибочных решений в будущем.

Конечно, за это время приходили разные предложения — и от других регионов, и от девелоперов, многие из которых хотят иметь у себя людей, умеющих и понимающих работу в госсистеме. Было несколько предложений из центра России. Но потом пришло предложение из Приморского края, где губернатор собирает команду профессионалов, от которого невозможно было отказаться. Приморье приглянулось тем, что во многом это похоже на кейс Сочи, но ставит совершенно новые, невероятно амбициозные задачи.
ЧАСТЬ 2. ПРИМОРЬЕ
О природе и архитектуре
В Приморском крае меня поражает природа. В моей жизни это важный фактор. Калининград — это море, Сочи — это море и горы, а Владивосток — это море, сопки, обрывы, скалы, ветра. Начинаешь ценить природу и встраивать архитектуру так, чтобы она была гармонична. Это проявляется в тактильности материалов, видовых раскрытиях, учете природных нюансов: как светит солнце, как ветер обдувает и так далее. Природа во Владивостоке просто потрясающая. Сберечь ее и развернуть для туристов — это очень-очень ценно.

В то же время это край с очень жестким климатом. Ветра, туманы, ледяные дожди, тайфуны. Помню, я приехал в Приморский край прямо в разгар тайфуна — выхожу из аэропорта, дождь стеной, люди уже по щиколотку в воде идут. За минуту промок до нитки. Весь этот год по указанию губернатора чистили русла рек, чтобы предотвратить подобные эксцессы. Но мне очень импонирует то, что владивостокские жители очень патриотичны и невероятно преданны своему городу.
В Приморском крае подготовлены мастер-планы, основной целью которых является интенсивное развитие региона. До 2030 года запланировано 375 мероприятий более чем на 1,5 трлн рублей. Полтора триллиона, шесть лет и такое количество мероприятий — по объемам и срокам это сопоставимо с Олимпиадой. Основная идея — сочетание инновационного экономического развития с высоким качеством городской среды, узнаваемым образом и высоким качеством жизни. Создание Владивостока не просто как города федерального значения, а выход на уровень глобального города.

Сейчас российская экономика повернулась на Восток, и Приморскому краю уделяется повышенное внимание. Только за последний год товарооборот через Владивосток многократно увеличился. Но если раньше в становлении глобального города ключевую роль играли его экономические связи, то сегодня значимость города все больше определяется его привлекательностью для жизни, что, конечно, требует сбалансированного развития всех его сторон.

Нужно признать, что в прошлые годы миграционный отток населения был достаточно существенным, и Дальневосточный федеральный округ все еще сохраняет отрицательное сальдо. Поэтому первоочередная задача сейчас, используя существующую ситуацию, создавать комфортную и качественную среду, чтобы люди хотели оставаться жить и работать здесь. При высоком уровне развития базовых функций города — комфортного жилья, качественных социальных услуг, современной деловой среды, мест для досуга, общения и отдыха — в нем будут появлятся уникальные и знаковые объекты, притягивающие мировое внимание: ведущие университеты, инновационно-научные центры, спортивные объекты. Уже сейчас у нас строятся музейно-театральный комплекс с филиалами Мариинского театра, Эрмитажа, новые корпуса Дальневосточного федерального университета, Центр исследования фотонов, проектируются уникальные спортивные арены для водных видов спорта, хоккея, спортивной и художественной гимнастики, легкой атлетики, бокса и т.д.

И хотя сегодня 80% всего строительства Приморского края приходится на Владивосток, прилегающие территории тоже невероятно перспективны. Разивается вся агломерация. Над Владивостоком находится Артемовский городской округ, воздушные ворота Приморского края, ключевой транспортно-логистический узел. На востоке — Большой Камень, где сосредотачивается высокотехнологическая промышленность (Приморский металлургический завод, промышленный парк «Большой Камень» и одна из крупнейших в стране судоверфь «Звезда»). На западе — Надеждинский район с территорией опережающего развития (ТОР) «Надеждинская», рядом с которой будет расти новый город-спутник. А дальше на западе один из самых интересных районов — Хасанский район, для которого мы проводим конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» на концепцию курорта.
О новых курортах
В России предложена концепция новых федеральных круглогодичных курортов с полным комплексом сервисов и услуг. На Черноморском побережье я наблюдал, как те объекты, которые имели возможность создать круглогодичную структуру, — подогреваемые бассейны, спа-комплексы, термокомплексы — были загружены почти на 90%. Там практически не было пиков сезонной активности. Поэтому все модели, которые успешно применяет Турция и Египет по системе «все включено», применимы и в России.

Задача конкурса, который мы запустили, — с помощью профессионального видения найти интересные архитектурные идеи, которые действительно выделят приморский курорт, первый федеральный курорт страны на побережье Тихого океана. Конечно для меня, как для архитектора, в первую очередь важно найти яркий, запоминающийся образ. Но этот курорт — еще и масштабный инвестиционный проект, в котором не менее важны факторы реализуемости и экономической устойчивости. Курорт должен стать объектом, который будет преображать среду вокруг.
Я рассчитываю, что этот проект окажет значительное влияние на социально-экономическое развитие территории, чтобы потом мы могли сказать не только про «эффект Бильбао», но и про «хасанский эффект».
О возможностях главарха
Мы часто обсуждали в среде главных архитекторов, что способствует успеху в выполнении поставленных главному архитектору задач. В первую очередь это четкое понимание целей, к которой идет город или регион. Нужно быть определенно визионером, уметь прогнозировать будущее с учетом экстраполяции существующих технологических, экономических и социальных тенденций. Во-вторых, это непосредственный контакт с первым лицом, с теми лицами, кто принимает решения. В проекте федерального закона об архитектуре указана необходимость прямого подчинения главного архитектора главе региона или города. К сожалению, достаточно часто ключевые градостроительные решения принимаются в условиях ограниченного времени и выбираются из палитры возможных предложений, в которой могут быть плохие идеи и очень плохие.
Поэтому задача главных архитекторов — создавать варианты, увеличивать палитру и формировать грамотные решения. Иногда лучше отложить принятие решения, подготовиться, провести дополнительные исследования и только потом выходить на проектирование. Да, это требует больше времени, финансирования, более длительных переговоров, но и результат будет кардинально отличаться. Это работает и позволяет избежать градостроительных ошибок.
На уровне региона главный архитектор может формировать правила игры, в первую очередь за счет нормативно-правового регулирования. Поэтому сейчас мы для начала готовим региональные нормативы градостроительного проектирования и актуализируем документы по комплексному развитию территории. На сегодняшний день на берегу Амурского залива много аварийной, ветхой застройки, заброшенной промышленной застройки. При этом жители жалуются, что, несмотря на то что город стоит на море, у него нет соприкосновений с ним, нет полноценных набережных, нет морского фасада, нет рекреационный прогулочных территорий. Наша задача вернуть эти территории жителям, создать полноценные пространства для общественной жизни — либо через систему искусственных земельных участков, либо через систему КРТ.

Когда я пришел в прошлом году на эту должность, у меня в подчинении было девять человек. Таким составом мы могли решать только небольшие, ограниченные задачи. Те амбициозные задачи, которые перед нами поставлены, требуют, конечно, больших ресурсов. Поэтому 1 января появилось Министерство архитектуры и градостроительной политики Приморского края. Так как система только настраивается, я совершенно спокойно отношусь к тому, что рабочий день опять длится с восьми утра до десяти ночи. Когда команда будет уже более натренированной и профессиональной, может быть, мы сможем войти в более спокойную колею.
О шансе Владивостока
Со сменой экономической парадигмы, с переключением всех транспортных, торговых, логистических путей на Восток у Владивостока есть фора, которую нужно использовать. Как Дубай использовал свою нефть для того, чтобы превратиться в мировой мегаполис, Владивосток сейчас имеет все шансы стать мировым городом, полноценным и комфортным.

Я уверен, что через какой-то промежуток времени границы опять откроются, и Япония, и Корея, и Китай будут с интересом посещать российские города. Поэтому наша задача правильно использовать это время.