»

Как главная архитекторка сделала школы, библиотеки и дома культуры современными

Марина Молодых, экс-главный архитектор Ельца
Грамотные решения, мотивированные специалисты, высококлассный менеджмент VS устаревшие подходы, ограничения норм и бюджета, «суровая классика». Марине Молодых, когда она была главным архитектором Ельца, и ее команде удалось почти невозможное: делать ремонт школ за муниципальный бюджет 100-тысячного города так, что ходить сюда стало приятнее, а учиться стало интереснее. Дело школами не ограничилось и коснулось библиотеки, дома культуры, поликлиники и других социальных объектов.

Так ли это сложно? Рассказываем в «кто твой город».
Чем занимается главный архитектор
Я проработала главным архитектором Ельца три года, с 2019-го по 2022-й. Общаясь со своими коллегами из других городов и изучая тему должности главного архитектора в рамках программы «Архитекторы.рф», я поняла, что в каждой конкретной администрации (где вообще есть такая должность) набор задач главного архитектора может сильно различаться. В мои задачи входило курирование проектов по программе «Комфортная городская среда», конкурсу малых городов и исторических поселений, а также капитальный ремонт социальных и общественных учреждений, разработка и внедрение дизайн-кода, новогоднее оформление города, проект туристического кода и его реализация. По сути, я занималась всеми ключевыми объектами города, которые так или иначе связаны с городской средой.
Как связаны главный архитектор и интерьер детского сада
Скажу честно: изначально так плотно заниматься ремонтом и интерьерами культурных и образовательных учреждений было не моей идеей, а скорее острой необходимостью. В администрации уже были разработанные проекты капитального ремонта, но выполнившие их проектные организации, мягко говоря, не уделили должного внимания интерьерам: была заложена «суровая классика»: бежевые стены, коричневый пол, белый потолок.

Стала очевидной проблема: заказчиками проектов капитального ремонта выступали соответствующие управления администрации — Управление образования, Управление культуры, — и, конечно, в подобных структурных подразделениях стотысячного города не было специалистов, которые смогли бы дать оценку именно архитектурно-планировочным решениям проекта. И это вполне логично: специфика работы этих управлений абсолютно другая. Тогда было принято решение: заказчиком наиболее крупных объектов стало Управление капитального строительства со своим штатом инженеров, где я подключалась для оценки архитектурно-планировочных и интерьерных решений.
У многих — особенно небольших — городов та же проблема: структурные подразделения, ответственные за тот или иной проект, просто не обладают необходимыми кадрами для оценки архитектурно-планировочных решений.
Например, объекты благоустройства часто проходят через Управление жилищно-коммунального хозяйства, и далеко не всегда там есть архитекторы — специалисты, способные оценить адекватность и качество предлагаемых решений.
Как организовать управление проектом
К двум первым проектам — капитальному ремонту Дома культуры железнодорожников и школы №24 — я подключилась, уже когда были начаты строительные работы. На тот момент не было ни возможности, ни времени подключить кого-либо из архитекторов или дизайнеров, и принимать решения по общей концепции интерьера, выбирать основные материалы, согласовывать цветовую палитру нужно было здесь и сейчас, одновременно внося изменения в проект. С одной стороны, я прекрасно понимаю, что такое, «ручное» управление проектом точно не входит в задачи главного архитектора и даже мешает его основной деятельности, но с другой — знаю, ради чего это было сделано, и очень горжусь тем, какими получились наши первые объекты. Они стали прецедентом для небольшого Ельца, а также хорошим аргументом к тому, чтобы иначе относиться к проектам капитального ремонта, включать в их состав разработку дизайн-проектов и привлекать соответствующих специалистов. Все последующие проекты обновления социальных и общественных учреждений города вышли на качественно новый уровень: вы приятно удивитесь, если посетите Елецкую стоматологическую поликлинику, спортивный комплекс «Виктория», 3-й филиал Детской библиотеки, школу искусств №2, лицей №5.
Залогом успеха наших проектов я считаю три слагаемых: руководство города, которое заинтересовано в том, чтобы сделать привычный проект капитального ремонта на качественно новом уровне; привлечение архитекторов и дизайнеров, которые понимают специфику объекта, а также бюджет, заложенный на реализацию; и адекватность подрядчика, который выходит на объект. Если хоть один элемент пазла выпадает из этой системы, картина рушится.


Кстати, во всех трех наших самых ярких проектах был один и тот же подрядчик, который также работал на качественный результат. Параллельно мы, конечно же, сотрудничали и с другими подрядчиками, но со многими из них планерки на объекте превращались в откровенное поле боя: если у подрядчика нет желания работать качественно, то все силы сотрудников администрации уходят исключительно на то, чтобы в результате не получилось откровенной лажи. В этом плане ФЗ №44 во многом русская рулетка, и администрации подчас становятся заложником ситуации. Остановить стройку и вести претензионную работу, не принять объект, внести подрядчика в перечень недобросовестных, конечно, можно, но в первую очередь пострадает город, любое промедление стройки скажется на его жителях: дети не пойдут в свою школу в начале учебного года, не будут работать кружки и т.д.
Немного о лайфхаках
Научившись на своих ошибках, мы стали более тщательно составлять техническое задание, обязательной для всех социальных и общественных объектов стала разработка концепции интерьера. Мы заказывали концепцию до начала разработки основного проекта и впоследствии она шла приложением к техническому заданию. А если такой возможности не было, то включали первым этапом в техническое здание к проекту капитального ремонта, также прописывали необходимость согласования концепции с администрацией — создали для этого рабочую группу из представителей всех заинтересованных подразделений. В техническое задание на строительные работы включали необходимость дополнительного согласования всех материалов перед началом работ, поэтому у нас на стройке всегда были выкрасы и образцы покрытий, и для подрядчиков это стало нормой.

Проект Дома культуры железнодорожников был полностью переработан командой администрации с непосредственным участием главы города. Такое внимание, с одной стороны, дает возможности для новых решений, с другой — требует дополнительных совещаний, аргументов, иногда споров. Нам, например, удалось частично сохранить напольное мраморное покрытие и декоративный витраж, оставшиеся в здании с советского времени, оставить открытой кирпичную кладку стен холла, сделать декоративную подсветку сводов Монье, простыми решениями с помощью подсветки обновить облик главного зала, ремонт которого изначально даже не входил в проект. После завершения капремонта мы начали проводить экскурсии для детей, занимающихся в Доме культуры и их родителей, рассказывая о самом здании и тех решениях, которые были использованы в интерьерах. Реализация объекта стала отправной точкой для обновления городской среды вокруг самого Дома культуры: была убрана цепочка киосков, плотной стеной стоявшая перед зданием, а жители начали активно голосовать за благоустройство прилегающей территории в рамках программы «Комфортная городская среда».
Включенность главы
Я рада, что в Ельце глава города всегда был нацелен на качественный результат и новый подход, хотя наши взгляды, конечно, не всегда совпадали. Поэтому в моем случае очень важным стало непосредственное подчинение главе — возможность присутствовать на всех совещаниях и лично обсуждать любые возникающие вопросы.
Хороший аргумент для диалога с главой — положительные кейсы, сейчас их становится значительно больше, в том числе и в районных городах с сомасштабными бюджетами на проекты (что очень важно). Обычно я делала небольшие презентации, где наглядно показывала: как можно сделать плохо, а как — хорошо, какие для этого есть решения и как это реализовано в других муниципалитетах, как простыми приемами можно получить очень хороший результат.
После реализации объектов появилось доверие и со стороны коллег из администрации. Когда начался наш первый ремонт школы, то многие подходили ко мне и спрашивали: а не слишком ли яркий красный мы выбрали для стен? не слишком ли темный синий? не много ли серого в интерьере? — так как очень переживали за результат такого нового подхода. А когда мы делали третий проект — лицей №5, — таких вопросов уже не было и нам удалось реализовать очень смелое решение.
Знаю, что после реализации наших проектов главы других городов региона заинтересовались, начали перенимать наш опыт: все же среди районных городов есть некая неформальная конкуренция перед региональным центром, что может быть хорошим стимулом начать делать «по-другому». Я думаю, что реализованные проекты Ельца — это отличные примеры для администраций небольших городов страны.
Удалось ли создать новую норму
Проект Дома культуры мы корректировали самостоятельно, в ходе капитального ремонта школы №24 привлекли к сотрудничеству Женю Мельгунову, архитектора из Липецка, на тот момент у нас уже была собрана общая концепция интерьера и требовалась детальная проработка графического оформления. А вот фасады и интерьер лицея №5 уже были изначально полностью разработаны Женей, как и все последующие проекты. Так что в целом мы поступательно двигались в правильном направлении: от экстренных корректировок проекта своими силами до привлечения архитекторов к полноценной разработке дизайна интерьера. Конечно, нельзя сказать, что получилось сформировать стандарт к проектам капитального ремонта и на сто процентов отстроить систему, но она точно стала работать иначе и давать результат на качественно новом уровне. Капитальный ремонт уже не воспринимается только как улучшение технических характеристик здания, а интерьер — как побочный продукт проектной документации. Налажено взаимодействие между различными структурными подразделениями для формирования единой позиции по проекту.

Знаю, что и после завершения моей работы на должности главного архитектора проекты реализуются по этому отстроенному алгоритму.
Бывшие коллеги делятся тем, какие неочевидные эффекты они замечают от реализации: так, например, ученики школы №24 стали намного чаще участвовать и побеждать в различных олимпиадах и конкурсах, а сама школа смогла заключить соглашение с Южно-Российским государственным политехническим университетом имени М.И. Платова, и теперь выпускники школы, поступающие в этот вуз, будут получать преференции. Хочется верить, что обновленная школа стала дополнительной поддержкой для этих изменений.