Укрупнение муниципальных образований для ряда республик может стать провокацией межнациональных конфликтов; во многих республиках поселения являются не только видом муниципального образования, но и способом выражения национальной идентичности. Именно поэтому накануне второго чтения раис Республики Татарстан
выступил резко против предлагаемого законопроекта.
Укрупнение муниципальных образований таит в себе и иные риски, связанные с обезлюживанием сельских территорий, высвобождением большого количества местных депутатов, что в преддверии грядущих выборов в Государственную Думу также следует учитывать.
Другой достаточно серьезной проблемной частью законопроекта является раздел, посвященный компетенционным основам местного самоуправления. Во-первых принципиально меняется сама конструкция. Если в действующем законе есть отдельно перечень вопросов местного значения и отдельно перечень полномочий по их решению, то в проекте закона предполагается отказ от вопросов местного значения.
Переход на принципиальную иную конструкцию создаст еще больших хаос и проблем в правоприменительной практике.
Активно усиливающийся в последнее время соблазн свалить все на органы местного самоуправления может привести к нежелательным последствиям. Эта ситуация усиливается тем, что разработчикам не удалось найти новых и более понятных формулировок полномочий. Например, формирование и содержание муниципального архива в проекте фигурирует как полномочие, в действующем законе как вопрос местного значения. Аналогично по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры и т.п. Разработчики фактически воспроизводят формулировки существующих вопросов местного значения, хотя называют их полномочиями по решению вопросов непосредственного жизнеобеспечения. Зачем ломать действующую юридическую конструкцию, к которой привыкли?
Во-вторых, сильно трансформирован и сам перечень. За местным самоуправлением планируется сохранить такие полномочия, как участие в ГОиЧС, противодействие терроризму и т.п.; возможность осуществления полномочий, необходимых для развития территорий, зависит от усмотрения субъектов РФ.
Судя по тому, что произошедшее стало большим сюрпризом не только для экспертов, но и сотрудников ряда федеральных органов, а также ВАРМСУ, произошло что-то неординарное, но согласованное на очень высоком уровне. Очевидно, что должны пройти определенные переговоры и дополнительные консультации, результаты которых будут понятны в следующем году.