»

6 новых российских городов. Где получилось, а где провал?

Вадим Данилов, культуролог, исследователь архитектуры
Новые российские города — тема особая и практически не сходившая со страниц новостных порталов последние десятилетия. Каждый год мы слышим о грандиозных проектах — из недавнего можно вспомнить новые города в Сибири, на Дальнем Востоке, в Северной Осетии… Если хорошо поискать, то можно будет найти по грандиозному проекту для каждого российского региона. Как правило, новые города остаются на уровне громких заявлений, чуть реже — красивых рендеров, а вот добраться хотя бы до нулевого цикла строительства оказывается непосильной задачей. Единицам, однако, удается дойти до реализации — так что феномен нового российского города (хотя и с большими натяжками, но спишем это на болезни роста) существует. Попробуем разобраться в их основных особенностях, узнаем, что с ними не так, у кого получилось, а у кого не совсем.
скорее да. МАГАС
Начнем со старейшего и крупнейшего из получивших официальный городской статус новых городов (а их на самом деле всего два). Новая столица Ингушетии была заложена в 1994 году и все это время строится довольно неспешно: к 1998 году было закончено ее первое здание — официальная резиденция главы республики. Образованная в 1992 году новая республика, получившаяся в результате разделения Чечено-Ингушской АССР, нуждалась в новой столице. Ее крупнейший город, Назрань, никогда раньше не имел центрального и административного статуса, почти не попал под советскую модернистскую реконструкцию и практически не обладал сформированной городской тканью, так как большую часть своей истории (до 1967 года) был сельским населенным пунктом. «Строительство столицы на базе существующих поселений... признано нецелесообразным. Их проблемы так велики, что подвязать к ним столичные структуры в сжатые сроки просто невозможно», — писал председатель ингушского Госстроя Бембулат Дарсигов.

Новый город начали строить всего в 4 км от Назрани, а его первый генплан был создан Ленгипрогором (уже переименованным в РосНИПИ урбанистики) в том же духе позднесоветской архитектуры, в котором, к примеру, выполнен ансамбль новых корпусов МГУ, сложившийся в 2000–2010-х годах: повсеместная симметрия, здания сложных планировок и регулярные парки. Со временем он менялся в сторону повышения плотности застройки, но прямоугольные кварталы остались неизменными. Проект был рассчитан на 30 тысяч жителей, а по данным на 2024 год в Магасе уже проживают 18 тысяч горожан.

Судя по всему, город состоялся — пусть не слишком современный и застроенный в духе регионального капрома, но явно шагнувший дальше, чем обычные микрорайоны, — за счет таких вполне традиционных вещей, как перенос административных функций, учебных заведений и появления того необходимого минимума инфраструктуры, до реализации которого так и не доходят частные застройщики. Есть даже туристические достопримечательности — например, Башня Согласия, одна из последних построек недавного покинувшего нас московского архитектурного мэтра Сергея Ткаченко.
Сколково
Самый знаменитый российский футурополис родился на пересечении странных отечественных идей из нулевых и западных проектов научно-технологических кластеров. Концептуально Сколково — не город, а скорее новое издание академгородка.

Первый генплан создали французы из AREP и Setec, которые решили использовать модную тогда идею urban village с невысокой плотностью малоэтажной застройки и повышенным комфортом для пешеходов. Изначально Сколково должно было раскинуться крыльями, как Бразилиа, но потом концепция заметно поменялась: многие годы проект адаптировали к местным реалиям и финансовой ситуации (как известно, сейчас развитием сколковского генплана занимается ГБУ «ГлавАПУ» ). То, что получилось, может легко увидеть каждый москвич, приехав на гигантский вокзал МЦД, с транспортной доступностью здесь проблем нет.

Создатели рассчитывали, что в Сколково будет как минимум 20 тысяч постоянного населения, однако реализованные жилые зоны совсем небольшие: считается, что сейчас в Сколково проживают не более 1500 человек.

Из однозначного успеха — появление на территории Сколково целого ряда впечатляющих зданий: знаменитый Matrex архитектора Бернаскони, Бизнес-школа и Сколтех. Но цельной среды они пока не образовали, оставшись стоять как монументы на пустынных полях центра высоких технологий. Потенциал развития городской территории в целом оказался довольно ограниченным, учитывая стесненность пространства ближнего Замкадья. Не обошлось и без сомнительного соседства: в рамках комплексного освоения территорий рядом со Сколково в 2014-м появился гигантский… гольф-клуб, по площади как половина территории центра высоких технологий.

Из Сколково вполне успешно сложился один из новых деловых районов Москвы, однако состоялась ли эта территория как город — вопрос открытый, ведь на его улицах в нерабочее время вы не увидите ни одного прохожего.
ИННОПОЛИС
Известный многим наукоград в Верхнеуслонском районе Татарстана первоначально планировался как ИТ-деревня. Как и в случае со Сколково, проектировать город доверили иностранцам — сингапурскому бюро RSP Architects Planners & Engineers с главным архитектором Сингапура во главе, а в качестве помощников привлекли генпланистов из Казанского Гипронииавиапрома. Финальную проектную численность согласовали на 150 тыс. человек, хотя изначально планировали чуть меньше. Со временем городом стало заниматься специально созданное отечественное бюро Innopolis Architect.

Разработка началась в 2010 году, первый камень заложили в 2012-м, а уже в 2015-м достроили первые здания и провели торжественную церемония открытия. По сути — полное повторение формата Сколково, однако в этот раз не вплотную к мегаполису, а где-то в часе езды от Казани (как советские наукограды Пущино и Протвино от Серпухова) и с претензией на большую автономность. Пока размером с небольшой рабочий поселок, город развивается довольно бодро: в 2019 году здесь проживали 400 человек, а сейчас — уже 4000, еще около 3000 приезжают сюда работать ежедневно. Возможно, сложившаяся ситуация несколько искуственна и предполагает лишнюю транспортную нагрузку. Но, несмотря на некоторую парадоксальность, проект успешно существует.
Провально. Новое Ступино
Гремевший на всю Россию проект от девелопера MR Group в первые годы получил много внимания от подмосковного губернатора и первых лиц государства и раскручивался в рамках модной тогда темы развития малоэтажного строительства. Проект, названный застройщиками первым «малоэтажным городом-спутником», должен был включить в свои границы окрестные деревни и растянуться от станции БМО Колычево до платформы Жилево Павелецкого направления, примерно в 10–12 км от города Ступино. Для создания мест приложения труда был задуман индустриальный парк «Ступино 2».

Город должен был стать полицентричным и преимущественно пешеходным, органично включающим в свою структуру окрестную природу в рамках единой сети парков и бульваров, позволить горожанам жить и работать в одном месте и заодно развивать окружающую сельскую местность новой инфраструктурой.

Экологически чистый район Московской области, совмещенная коттеджная и малоэтажная застройка, две железнодорожные ветки, промышленность и 245 тыс. квадратных метров социальной инфраструктуры — звучит привлекательно, не так ли? Однако разбивается о суровую реальность. Начатое в 2010-м строительство так и не вышло за пределы села Верзилово, оставив жильцов возле однопутной ветки с редкими поездами, а слабое развитие дорожной сети, в которой не появилось ни единой новой трассы, сильно затруднило ежедневные поездки. Индустриальный парк хоть и был реализован, но в значительно урезанном формате, и не получил никакой реальной связности с Новым Ступино как единой городской среды.

В 2019-м строительство экогорода было официально объявлено завершенным, а наиболее красноречиво о его результатах говорит местный Дом культуры, который пришлось разместить в оставленном застройщиком временном строении офиса продаж, не подключенном к воде и электричеству. Единственный фрагмент грандиозного плана под названием Новое Ступино остался микрорайоном села Верзилово с населением около 7000 жителей.
Будем наблюдать.
L-Town
Из заметных сюжетов последних лет — челябинский Эльтаун с проектной численностью в 30 тысяч человек и обещанными 12 тысячами рабочих мест. Уже привычное сочетание коттеджной застройки с малоэтажной и заверения девелоперов о планах по созданию «настоящей» городской среды. Очередной маркетинговый ход или в этот раз выйдет что-то кроме очередного загородного ЖК? Покажет время, проект существует чуть больше пяти лет. Cейчас проект уже можно похвалить за приятную архитектуру и организацию пространства, но все это пока напоминает центральную усадьбу перспективного колхоза 1970-х годов, только вот опять при полном отсутствии общественных зданий.
ДОброград
Еще один нашумевший частный проект, на этот раз во Владимирской области: планы на 47 тысяч человек к 2034 году и уже полученный статус особой экономической зоны. Работа над проектом началась в 2012 году и проходит довольно неспешно. Автор идеи — предприниматель Владимир Седов — вдохновлялся городской средой Португалии и желанием создать место с «хорошей энергетикой». Уже по традиции — планы интегрировать в город несколько окрестных сел и деревень, малоэтажная застройка, индивидуальные коттеджи и таунхаусы. Главным архитектором города и создателем его генплана стал бывший главный архитектор Москвы Александр Кузьмин (1951–2019).

За годы строительства здесь появились школы, спортивные объекты, новая трасса и даже аэродром для небольших самолетов, а привлекают сюда очень активно разного рода культурные мероприятия. Однако бросается в глаза перекос в сторону рекреационной инфраструктуры: по сути, большая часть Доброграда сейчас представляет собой загородный курорт с парк-отелями, кемпингами и развлечениями для их постояльцев. При этом не очень понятно, отличается ли жизнь местного населения (которого сейчас насчитывают не более 500 человек) от жизни в рядовом коттеджном поселке. Проект по-прежнему живой и развивающийся, поэтому делать окончательные выводы здесь сложно.
Город — звучит гордо. Однако в большинстве случаев под этой вывеской скрываются обыкновенные спальные микрорайоны — как задуманный еще в советские годы, но теперь гордо называемый застройщиком именно городом пензенский Спутник, чебоксарский Новый город или уже хорошо забытый Мортонград, жителям которого обещали настоящий монорельс.
Порой городские амбиции заходят чуть дальше и порождают проекты разной степени успешности, которые, тем не менее, не приносят не то что крупных градостроительных прорывов, но даже выхода на уровень новых городов позднесоветского периода (характерно, что самым удачным примером оказался самый архитектурно старомодный Магас).
Ответить на вопрос, что именно делает город городом, в современных российских реалиях довольно трудно, тем более когда городской статус получили не только петербургские мегаспальники Кудрово и Мурино, но и Бугры, и даже поселок Тельмана, ставший с этого года городом с экзотическим названием. Вероятно, во-первых, разумно проводить границу сугубо инфраструктурную, ведь большинство попыток по созданию города не доходят даже до появления стандартного советского набора поликлиника — Дом культуры — загс, а во-вторых, по банальной возможности чем-то занять свободное время, не покидая городской территории, можно констатировать, что эти два аспекта реализуются с трудом. А если даже и это не удается, налицо явная нехватка целесообразности подобных проектов.