»

Эфемерная пастилочка может давать серьезные результаты в экономике в масштабе всей страны

Елена Дмитриева, создательница Музейной фабрики пастилы в Коломне
Экономический и культурный эффект Коломны давно вошел во все учебники по городскому развитию. Нематериальное наследие, экономика эмоций, маркетинг впечатлений — это все отсюда. За хлебным мороженым и травяным чаем записали за одной из создательниц этого эффекта Еленой Дмитриевой ценные заметки, которые помогут тем, кто занимается этим самым нематериальным наследием по всей стране.
ПРО ЭЛИТУ И МОРОЖЕНОЕ
Ваши проекты должны быть ориентированы на 3% аудитории. Сначала ориентируетесь на элиту, создаете инфраструктуру, которая соответствует ее запросу, задаете стандарты, а потом начинаете расширять аудиторию.

Это работает с любым продуктом. Возьмем мороженое. Когда вы делаете мороженое сами, то можете использовать местные фермерские продукты, сливки, молоко, яйца, создавать мини-производство и стимулировать соседей к производству. Так натуральное мороженое может создать новые вектора развития.

Наше мороженое делается из бородинского хлеба. Это старый рецепт, мы ничего не придумываем. Хлеб кубиками режется, сушится в духовке, добавляется в пломбир на натуральных сливках. Такие вещи притягивают. Есть люди, которые пробуют и приезжают сюда ради хлебного мороженого или пастилы. У каждого свои любимые вещи.

Здесь работает сочетание материального и нематериального наследия. У одних есть знания об истории, но они не могут сделать продукт. Зато они могут сделать рецепты, рассказать так, чтобы это было интересно гостям. Другие знают, что будет экономически эффективным и как сделать продукт. Но музейщики о бизнесе обычно не думают, а у предпринимателей нет идеи пойти в архив. Задача — соединить эти два типа людей.
ПРО ЕДИНИЧНЫЙ ПРОДУКТ
Эрмитажу или Русскому музею не нужна стилизация: такое количество шедевров или ресурсов не нуждается в подаче. Когда вы сидите на голом месте, у вас нет ни одного предмета музейного, приходится придумывать другие форматы.

Единственное, что у нас есть, ― мы реально находимся на территории фабрики пастилы Чуприкова. Дом, здания для рабочих, корпуса мастерских пастилы, варенья и конфет. На месте летнего кафе был хозяйственный двор, сарай, коровник, курятник, конный двор, а где сейчас парковка, был сад. Чуприковы арендовали у Мещаниновых яблоневый сад, собирали урожай, делали пастилу. Это наша самая главная ценность.

Мы храним технологию того, как производить пастилу коломенским способом — семейным подрядом, а не массовым производством.
Мы себя позиционируем как хранители знаний, технологии, рецептуры и рассказываем об этом широкому кругу людей. Наша задача ― находить и делиться. Мы делимся без ограничений.
Мы счастливы, что производство пастилы во всех регионах возвращается: сажаются сады, выращиваются яблоки, возвращается садоводство. Эфемерная пастилочка может давать серьезные результаты в экономике в масштабе всей страны.

Единичный продукт от массового отличает то, что его чувствуешь через кожу. Я советую находить свои фишки — они есть везде. Нет задачи в том, чтобы всем понравиться. Задача найти свое, оригинальное, то, чего больше нигде не делают, то, что захочется попробовать.
ПРО ФОРМАТ
Мы не придумывали формат театрализованной экскурсии, а оделись сначала сами. Надел платье — и уже не можешь себя определенным образом вести, футлярчик задает, как надо разговаривать, как двигаться. Мы начали изучать эту тему, дорабатывать. У каждого экскурсовода получился свой характер, свой штамп — они начинают жить другой жизнью. Это очень важно.

Театрализованный формат дает минимум знаний, он передает атмосферу и запоминающийся образ. Это дает возможность работать с массами, особенно с детьми. Сейчас очень маленький процент детей способен воспринимать академическую музейную информацию. Если они вышли из музея, то должны знать, что были в музее коломенской пастилы. Хотя бы одно слово. Но у них остается картинка, впечатление. Вот так выглядит Коломна…

ПРО СЛЕДУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ
Если здесь мы начали с музея в городе, то в Сенницах — с ресторана в усадьбе. Усадьбе более трехсот лет, она связана с великими людьми, глыбами. Это князь Гагарин, который был другом Петра Первого, основал Сибирь, построил Тобольск, наладил первую торговлю с Китаем, основал крепости, создал экономическую базу для войны со шведами. Но история нашего Матвея закончилась трагически. Искушение деньгами было сложно пройти. В результате у него появилась идея отделиться от Петра, создать Сибирское царство. Петр казнил его публично в назидание потомкам. Страшная история как печать рода.

Усадьба не уходила из рода Гагариных до революции. Сохранилась церковь, которую построил Матвей Гагарин. Сохранились постройки XIX века, усыпальница, где похоронен последний из этого рода, граф Келлер, военный: ушел на войну с Японией, погиб, как герой, добровольцем, будучи генералом, отдал жизнь родине. Каждая из личностей этого рода ― отдельный музейный пласт. Хочется возродить это место как усадьбу Гагарина — Келлера, создать музей и туристический маршрут.