Государство утверждает: 3% ВВП приходится на долю креативной экономики. Но как они считаются? Если считать по формальным признакам, по ОКВЭД и так далее, то можно насчитать и 8%, и 12%. Есть отрасли, которые по формальным признакам относятся к креативным индустриям, но когда начинаешь изучать реальность, то все меняется. Например, архитектурное бюро попадает в статистику и дает эти самые 3%, но выясняется, что 90% по выручке ― это компании, делающие типовые проекты по госконтрактам. Относить ли их к креативным индустриям? В то же время около 55% интересных креативных бизнесов вообще в серой зоне: есть сайты, локации, но нет юридической формы с ОКВЭДами: деятельность ведется самозанятыми и ИП с кашей в ОКВЭДах. Подлинно креативными является, наверное, 10% от всех креативных индустрий.
Большой вопрос, должна ли быть культура в данный момент объектом заработка или объектом инвестирования. Отпустить сейчас сферу культуры в свободное плавание, чтобы она приносила деньги, ― это все равно, что полицию отпустить, чтобы она сама себе зарабатывала. Условно говоря, если культуру сейчас отпустить на выпас, то она будет развиваться в сторону упрощения в духе стендапов с шутками 18+. Принесет ли это доход в бюджет? Безусловно. Создаст ли это высокую культуру? Скорее всего, нет.
Если измерять креативные индустрии только деньгами, вкладом в ВВП, мы рискуем примитивизировать культуру. Когда сфера культуры незрелая, у нее нет прививки от «культурных вирусов», устойчивости крепко стоять на каких-то основах. Поэтому сейчас в культуру нужно проинвестировать, а уже потом думать, как на этом зарабатывать. Да и заработок на культуре всегда косвенный — через привлекательность страны на международной арене. Принадлежность к культуре может как оттолкнуть людей от ассоциации с ней, так и, наоборот, привлечь экспатов. Так что культура должна быть в первую очередь привлекательной, а не доходной.