В здании бывшей автостанции Серпухова до нас много чего было: банк, магазины, «молодежка», КВН. Года четыре оно пустовало, и мы взяли его в безвозмездное право пользования на 25 лет. В планах было развитие туристического потенциала города, культурно-исторического наследия, проведение экскурсий, фестивалей, просветительской деятельности и других событий.
В 2020-м представители администрации представили бизнес-сообществу нашего города инвест-предложения для пустующих и разваливающихся муниципальных зданий. Варианта забрать здания было два: льготная аренда, для коммерческих организаций, или безвозмездное право пользования, для НКО. Мы с партнером пришли в администрацию и пропитчили идею досугового центра для молодежи. Изъявили желание взять объект в безвозмездное право пользования под уставную деятельность нашего НКО. Мы стали примером того, что так сделать можно.
Изначально мы хотели сделать здесь молодежный центр, и с этой идеей мы пришли к главе города. Но потом поняли, что куча требований не позволяет сделать это в здании с пятью комнатами и всего 80 метрами площади. Мы не смогли бы полностью обеспечить инфраструктуру для детей и подростков. Тогда мы подумали о мини-музее, посвященном теме купечества. В первый год мы искали концепцию, которая лучше других ляжет на это пространство, но договоренностей с администрацией о каком-то конкретном проекте не было.
Следующий год мы провели, раскапывая тонны «ремонтного шика» и решая проблемы с вводом в эксплуатацию здания. Писали гранты — получали отказы. Параллельно приглашали музейных проектировщиков и специалистов по работе с историческим наследием, но никак не могли нащупать идею для здания 1952 года.
В 2022 году мы перестали биться с идеей музея в этой локации, заморозили проект на год, а уже этой весной сняли подходящее помещение конца XIX века у частников и сейчас делаем в нем ремонт.
Перелопатив десятки концепций и историй успеха развивающихся городов, мы заметили интересную закономерность: развиваются те города, в которых образовалось сильное профессиональное городское сообщество. А в нашем городе нет открытого места для встреч городских сообществ, нет креативных пространств и акселераторов городских проектов.
Плавно все эти концепции, весь этот опыт перерос в то, что мы решили создать комьюнити-центр с целевой аудиторией — молодежь и молодые взрослые, 20–45 лет. Мы начали об этом рассказывать, и вокруг нашего пространства начало собираться сообщество, тогда-то все наконец поехало! Нам потребовалось два года, чтобы найти ту модель, которая сработает.