Оказалось, чтобы застройщику работать по стандарту, нужно прежде всего очень сильно перестраивать внутреннюю структуру работы. Это смогли сделать крупные федеральные игроки, это смогла сделать та же «Брусника», которая, насколько я знаю, пересобрала весь процесс внутри, а наши маленькие застройщики не могут строить так, потому что у них другая оборачиваемость продуктов и материалов, другой принцип ценообразования. Когда мы стали их ориентировать на нашу новую целевую модель застройки, они в ответ начали обещать, что повысят цены на жилье.
Еще один повод для пересмотра подхода застройщики находили уже в зоне федеральных требований. На регион спущена задача по обеспеченности квадратными метрами населения: к 2030 году нам надо построить 8 млн квадратных метров жилья. Регион должен стимулировать высокие темпы застройки, чтобы выполнить этот показатель, и тут как раз застройщики мягко так намекали в режиме «вам шашечки или ехать?». При этом наша социология и наши расчеты в рамках стратегии говорили о том, что нам столько жилья на самом деле не нужно, потому что численность населения к 2030 году существенно не увеличится и даже, скорее всего, уменьшится.
Формальная обеспеченность в квадратных метрах на душу населения ― это совсем не то же самое, что фактическая обеспеченность, потому что фактическую обеспеченность надо считать по домохозяйствам, ведь живем-то мы семьями. Да, в крупных городах все больше одиноких людей живут, но расчет надо брать в среднем на домохозяйство. А если так посчитать, то обеспеченность квадратными метрами, наоборот, падает, потому что застройщики строят маленькие квартиры, и молодые семьи могут позволить себе только их. Формальное увеличение обеспеченности квадратным метром на душу населения в фактическом пересчете на домохозяйство приводит к тому, что мы уменьшаем количество квадратных метров. Эта нестыковка ― проблема, с которой мы столкнулись при работе со стратегией.
Но застройщики этим пользуются, говоря: если примете меры, которые не дадут нам строить, то сразу просядете по вашим показателям.