»

Каким получился новый
Театр Камала в Казани

Олег Шапиро, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus
В Казани на берегу озера Кабан открылось новое здание Татарского театра имени Галиасгара Камала. Проект стал результатом, пожалуй, самого знакового архитектурного конкурса в России последних лет, который состоялся по инициативе помощника Президента Республики Наталии Фишман-Бекмамбетовой. Казань выбирала среди идей таких мировых звезд как Кэнго Кума и Асиф Хан. В итоге победу одержал консорциум бюро Wowhaus, Kengo Kuma & Associates (Япония), Werner Sobek AG (Германия), «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Россия). Сооснователь архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро рассказал «кто твой город», почему театр был построен в рекордно короткие сроки, какие решение изменились по сравнению с концепцией и как проект пришлось доводить до конца без японских партнеров.
Расскажите о том, что было с концепцией после победы в конкурсе. Как она дорабатывалась на стадии проектирования? Что изменилось/что добавилось?

Обычно конкурсные проекты реализуются на 70%, но в данном случае, я считаю, мы достигли 120%. Часто на этапе конкурса не задумываются о технической реализации. Но если бы мы сразу начали думать, как все воплотить, половину идей пришлось бы отбросить. Так изначально предполагалось, что в здании Театра имени Галиаскара Камала будет четыре зала, и они остались. Но из чего будут сделаны элементы залов, как добиться нужной акустики, чтобы звук не отражался, а поглощался, — эти вопросы решались уже на стадии проектирования.

Стены внутреннего вестибюля изначально задумывались как просто изогнутые плоскости с паттернами. Основой для узоров, украшающих интерьер, послужили элементы орнаментов традиционных женских украшений, выполненные народной художницей Татарстана Наилей Халитовной Кумысниковой. Но с ходом проекта мы поняли, что из-за объёма пространства просто покрасить стены было бы неправильным решением с точки зрения художественного замысла. Так появилось панно из сложнейших объемных конструкций — 16 «лепестков» высотой до 12 метров. Подсветка элементов позволяет создавать разные сценарии освещения, меняя атмосферу в зависимости от событий, происходящих в театре.
Театр строился в сверхбыстрые сроки. Были ли сомнения о том, что можно не уложиться?

Сроки строительства изначально были амбициозными. Работы над новым зданием стартовали в 2023 году, а сдача изначально планировалась на декабрь 2026 года. При этом то, что Театр был сдан на полтора года раньше запланированного срока, не повлекло за собой упрощений в материалах, технологиях или архитектурных решениях.

Первый этап был реализован очень быстро — тогда появилась идея успеть к Саммиту БРИКС. Однако театральное оборудование требует не только доставки и монтажа, но тщательной настройки и отладки. Кроме того, необходимо обучить персонал работе с новым оборудованием. В итоге было принято решение сосредоточиться на качестве, а не на скорости, чтобы обеспечить надежность и функциональность нового здания.

Из-за сжатых сроков авторский надзор шел в интенсивном режиме. Мы открыли филиал в Казани, где постоянно работали три человека. Я летал в Казань два раза в неделю, а иногда проводил там половину недели, чтобы участвовать в ключевых заседаниях.

Таким образом, авторский надзор был не просто контролем за соответствием реализации проекту. Мы постоянно искали решения на месте, работая в тесном взаимодействии с локальными специалистами. Кстати, не устаю повторять, что в Казани поразительное количество талантливых людей, готовых браться за сложные задачи и выполнять их качественно.

Что было самым сложным в стройке?

Нам удалось сохранить визуальную целостность конкурсного проекта. Внешний облик здания и ключевые архитектурные идеи остались неизменными, хотя некоторые детали пришлось адаптировать. Такие ситуации неизбежны при высокой скорости строительства и параллельном выполнении множества работ.

Одной из задач стало производство и монтаж уникальных алюминиевых треугольных конструкций, которые являются наиболее выразительными элементами фасада. Огромные стержневые конструкции собирали на земле и затем поднимали для монтажа на высоту — это оказалось сложнее, чем предполагалось.

Несмотря на логистические проблемы с доставкой сложнейшего светового и звукового оборудования, его удалось привезти и установить, хотя на каком-то этапе это казалось почти невозможным.
Как было построено взаимодействие с бюро Kengo Kuma & Associates? За что они отвечали? Что привнесли в проект?

Сотрудничество с бюро Kengo Kuma & Associates было организовано как полноценное партнерство, особенно на стадии конкурса. Ответственность Kengo Kuma заключалась в разработке внешнего облика здания и части интерьеров. За планировочные, структурные и технологические решения отвечала команда Wowhaus. Официально сотрудничество прекратилось из-за юридических ограничений, введенных японским правительством в 2023 году. В результате Wowhaus самостоятельно завершили проект, реализуя сложные решения с учетом доступных в новых условиях технологий.

Wowhaus выполнил проект малого зала, репетиционных, буфетов и других зон, не входивших в конкурсную концепцию. Также мы придумали интерьер внутренних пространств театра — административной части, кабинетов, гримерных, репетиционных оркестра, актерского дворика и других. Все время, пока велись работы, мы были на связи с нашими японскими коллегами, держали их в курсе ключевых решений.
Как сам театр участвовал в процессе строительства?

Все планировочные и технологические решения согласовывались с администрацией Театра и Министерством культуры Республики Татарстан. Директор театра присутствовал на ключевых заседаниях, а представители Министерства культуры, включая министра и его заместителей, контролировали процесс.

Театр активно участвовал в обсуждении оборудования, планировки гримерных, репетиционных залов и других помещений. Сейчас они принимают объект в эксплуатацию и осваивают новые технологии. Для них это значительный шаг вперед: от однозального к четырехзальному комплексу.

К работе над проектом мы привлекли заслуженного архитектора России и Татарстана Германа Алексеевича Бакулина, работавшего над существующим зданием Театра Камала более 40 лет назад. Его знания и опыт оказались бесценными, особенно на этапе концептуального проектирования.

Генеральным проектировщиком выступила компания «Татинвестгражданпроект». Они отвечали за проектирование сетей, конструкций, железобетонных работ и других инженерных аспектов. Они также выполнили огромную работу по координации всех проектировщиков и строителей между собой.

Уникальные стержневые конструкции, которые кажутся висящими на невидимых нитях, были рассчитаны и реализованы при участии новосибирской компании, которая специализируется на сложных расчетах и производстве.
Как здание театра взаимодействует с озером Кабан, на берегу которого находится?

Одной из ключевых задач стало создание гармоничной связи театра с озером Кабан и его набережной. Это потребовало комплексного подхода к благоустройству и реорганизации прилегающей территории.

Часть благоустройства, непосредственно примыкающая к комплексу, была выполнена нашей командой. Мы создали амфитеатр, который спускается к озеру и может использоваться для летних фестивалей и других мероприятий. Эта зона стала естественным продолжением театрального пространства, обеспечивая плавный переход к воде.

Основную часть набережной разработало и реализовало бюро «Архитектурный десант». Набережная выполнена из лиственницы, с элементами, погруженными в воду, и специальными насаждениями, способствующими очищению озера. Проект включает продуманное освещение, что делает пространство привлекательным в любое время суток. Благоустройство набережной позволит театру Камала стать более доступным для горожан и направить развитие города на эту территорию. Здесь появятся места для прогулок, кафе, рестораны, лодочные станции.

Набережная протянулась до другой стороны озера, где расположена Старая Татарская слобода, и соединилась с районом около зоопарка. Это создало единое пешеходное пространство, объединяющее разные части города.

Кроме того, запущен процесс обеспечения транспортной и пешеходной доступности. Район, раньше считавшийся сложным для навигации из-за хаотичной застройки и незаконных гаражей, теперь стал более упорядоченным. Территория расчищена, появились детские площадки и парковые зоны. Появление нового культурного объекта запустило процесс трансформации района. Это яркий пример джентрификации — улучшения городской среды.
В чем театр получился уникальным?

Театр Камала организован как «слоеный пирог», где каждый уровень выполняет свою функцию, обеспечивая четкое разделение потоков зрителей, актеров и технического персонала. Современные технологии сочетаются с открытостью и многофункциональностью, создавая уникальную атмосферу для зрителей, актеров и творческого процесса в целом.

Основное пространство вокруг залов отведено под общественные зоны, доступные для публики. Если вы не планируете смотреть спектакль, вы свободно можете провести здесь время.

Для актеров выделен третий уровень, это «царство театра». Здесь находятся административные офисы, управление, студии, кабинеты главного режиссера, директора и главного художника, гримерные, репетиционные залы и макетная мастерская. Тут же находится столовая и игровая площадка для детей актеров.

При проектировании необходимо было решить, как загружать залы декорациями и оборудованием, обеспечить удобное перемещение актеров, чтобы они не пересекались со зрителями. Когда начинается спектакль, актеры гримируются и спускаются в залы по отдельным лифтам и лестницам. Загрузка декораций и оборудования осуществляется с обратной стороны здания, где расположены мастерские. Грузы опускаются на минус второй этаж, который служит технической зоной. Здесь декорации распределяются между залами, что полностью изолирует рабочие процессы от внимания зрителей.

Главная сцена имеет оперный масштаб и оснащена всем необходимым для сложных постановок. Дабл-сцена позволяет проводить финальные репетиции, проверять декорации и отрабатывать сценографию перед выходом на основную сцену. Здесь есть поворотный круг, люки-провалы, а также возможность поднимать и опускать различные зоны сцены. Это делает ее одной из самых технологичных в стране.

Театр является полноценным производственным комплексом. Здесь есть все необходимые мастерские для создания декораций и костюмов: столярные, слесарные, художественные, бутафорские, постижерные (для создания париков) и костюмерные. Кроме того, оборудована звукозаписывающая студия, которая позволяет записывать музыку и звуковые эффекты во время репетиций оркестра.

Театр уникален и значим не только благодаря своим решениям, но и своим глобальным влиянием на татарскую культуру и эволюцию театрального искусства в России. Он становится символом современного подхода, где традиции гармонично сочетаются с инновациями, открывая новые горизонты для творчества и культурного диалога.

Фото: Андрей Артис (Ефимов) для Wowhaus