»

Для нас есть разрыв между тем, чем мы занимались в мастер-планировании последние пятнадцать лет, и тем законопроектом, который вышел

Григорий Мустафин, главный архитектор Института Генплана Москвы
К концу 2024 года в Градостроительном кодексе может появиться понятие «мастер-план». Мастер-план предлагается рассматривать как оптимизированный генплан, содержащий три элемента: стратегического планирования, территориального планирования и градостроительного зонирования. Обсуждения вокруг предложенной формулировки не утихают: многие видят в новой формулировке опасность утраты сложившегося понимания мастер-планов как гибридного документа, позволяющего гибко работать с территории и привлекать ресурсы, от бюджетных субсидий до вложений инвесторов. «кто твой город» поговорил с главным архитектором Института Генплана Москвы о сути понятий мастер-плана и генплана, их разнице и отличии, новом законопроекте, конкурсной практике, мастер-планах сжатия и многом другом.
Генлан и мастер-план
Генплан ― нормативный документ, который обеспечивает градостроительную деятельность. Он закладывает долгосрочный план и коридоры для развития инфраструктуры. Он не про приоритеты, не про быстрые победы, не про финансирование, он именно про обеспечение деятельности администрации.

Мастер-план ― это собирательный термин, который включает в себя от трех до восьми видов работ. Есть мастер-планы, которые похожи на генпланы, есть мастер-планы, которые похожи на проекты планировки территории, на схемы территориального планирования, на стратегии социально-экономического развития.

При этом, начиная с 2022 года, если смотреть на комплексные треки, например программы развития городов Дальнего Востока или Арктики, мы увидим, что там формат мастер-плана устаканился. Он представляет собой смесь стратегии социально-экономического развития и элементов территориального планирования.

У нас не было случая, что мы брали генплан по какому-то городу, где есть свежий мастер-план. У нас было несколько случаев, когда мы делали мастер-план и хотели дальше делать генплан, но не сложилось. Был пример Южно-Сахалинска, где мы практически одновременно делали целый набор документации. Для Казани мы делали генплан, потом делали мастер-план агломерации. Если это происходит под одной крышей, это намного более удобно, чем когда вы получаете документы из другой организации.
Как появился мастер-план
Мастер-план появился естественным образом. Это не было инициативой государства или отдельных администраций. Чисто рыночный процесс. У целого ряда заказчиков были потребности, которые невозможно было эффективно реализовать через действующие документы: генпланы и ПЗЗ. Потому что генплан, ПЗЗ подразумевают достаточно тяжелый технический процесс, а также не решают таких задач, как, например, поиск финансирования.
От того, что вы сделали генплан, у вас в очередь не выстраиваются инвесторы, которые хотят создать жилые, общественные или производственные зоны.
У мастер-плана много функций. С одной стороны, он является маркетинговой стратегией. Это документ, который продает город вовне. Продает правительству субъекта, правительству Федерации, потенциальным внешним инвесторам. С другой стороны, это документ, который является фиксацией публичных интересов. В него заносятся все заинтересованные стороны внутри города: бизнес, жители, администрация, другие субъекты развития городской среды. Он фиксирует намерения, которые являются основой для успешной реализации.

Мастер-план работает с разными масштабами. Есть мастер-планы кварталов, районов, городов, агломерации и макротерриторий, которые включают в себя несколько субъектов. Наш институт заканчивает разработку одного из таких проектов ― мастер-плана макротерритории «Большой Алтай», который включает в себя три региона нашей страны. Еще в работе сейчас мастер-план острова на 600 гектаров. Линейка очень разнообразна.
Жив ли генплан
Я не считаю, что генплан как документ устарел. В конце 2023-го была позиция, что мастер-план должен заменить генплан. Через разные рабочие группы не только мы, но и многие специалисты смогли убедить правительство, что это неудачная идея. Не потому что генплан ― это что-то очень нехорошее, а потому что он решает очень много сложных технических проблем, и если нагрузить ими мастер-план, то он все свои плюсы просто потеряет. Вопросы, связанные с точностью топографии, утверждением границ населенного пункта, военными территориями, согласованиями со всеми уровнями органов исполнительной власти иногда удлиняют разработку генплана до 1,5–2,5 лет.
Если посмотреть дорожную карту разработки генплана, концептуальный блок, где определяется главная идея развития территории города, пространственная модель, занимает примерно столько же, сколько разработка мастер-плана. Объем времени, который занимает все остальное, отводится на скрупулезную работу по решению большого количества технических вопросов. Нет смысла транслировать эти вопросы в мастер-план.


Мастер-план решает многие другие задачи, комплементарные генплану. Иногда очень удобно сначала сделать мастер-план и определить главные приоритетные точки роста для города, а потом на фоне него уже спокойно откорректировать генплан, чтобы все это реализовать.
генплан и стратегия
На практике генплан и стратегия социально-экономического развития часто расходятся очень сильно. Стратегия социально-экономического развития ― это хартия благих намерений о том, что в городе хорошо бы развивать. Генплан ― нормативный документ, который предусматривает иногда даже безумное развитие, потому что городу надо застолбить все площадки, ведь он не знает, какие он будет развивать в первую очередь. В сумме же получается, что город вырастает в полтора-два раза. Эти две вещи друг с другом стыкуются очень плохо.
О бенефитах конкурсной практики
Многие внутренние компетенции мы наработали с 2019 года через участие в разных открытых конкурсах. У нас сильные компетенции внутри института: транспортное планирование, экономика, маркетинг. Но мы не стыдимся привлекать партнеров, формировать консорциумы, иногда по пять-шесть компаний, чтобы сделать проект.

Конкурс ― это серьезный тест на прочность организации, на методологию, компетенции и эффективность принимаемых решений. Сроки очень сжатые: меньше чем за три месяца нужно разработать мастер-план города. При этом интенсивность очень высокая. Если ты не обладаешь компетенциями, ты просто не выдержишь такого темпа.

При этом если смотреть соотношение, себестоимость произведенных материалов к гонорару, который мы получаем в случае победы, получает 15:1. Конечно, бенефиты в конкурсах не денежные. Конкурсанты получают опыт, они вынуждены оптимизироваться, искать новые технологии, чтобы успеть в этих темпах. К тому же очень часто происходят ситуации, когда город продолжает то или иное взаимодействие со всеми финалистами: с кем-то прорабатывает генплан, с кем-то — отдельные проекты внутри города. Есть вероятность получить реальный заказ, который выведет компанию в плюс.

Мы выиграли мастер-план Астраханской агломерации, первой после проведенного в 2012 году конкурса на Московскую агломерацию, заняли первое место в Якутске. Поучаствовали в трех-четырех конкурсах и сейчас уже занимаемся более активно контрактными проектами, чем конкурсными.
О проигрыше в конкурсе на Дербент
Первый опыт участия в конкурсе у нас был неудачный. Проблема была именно в том, что мы пытались сделать мастер-план как генплан. У нас очень сильная школа генпланирования, мы хотели предложить концепцию развития Дербента на долгие годы, намного дольше, чем было предусмотрено техническим заданием. Придумали два дополнительных Дербента: с севера и с юга центра города, с разными международными заявками на успех. Это было не то, что нужно городу. Тогда мы заняли третье место и провели большую внутреннюю работу над ошибками.

Мы много принесли из комплексной оценки, из того, что в генпланах делается по оценке различных отраслей, методологии, аналитических моделей. Коллеги, которые заняли второе место, сделали хороший акцент на визуальный облик, на комфортную городскую среду. «Новая Земля», которая победила в конкурсе, отличилась хорошей тактической урбанистической школой. Любой, кто после этого конкурса смотрел результаты, фактически видел целый диапазон опыта, методологии, решений, которые можно было дальше цеплять как референсы и использовать по следующей работе. В 2020–2021 годы я замечал много работ, которые были вдохновлены тремя работами по Дербенту. Сейчас Дербент считается одним из самых успешных конкурсов и мастер-планов.
Ждать ли мастер-плана сжатия
Мы никогда не будем делать мастер-план, который активно противоречит целеполаганию заказчика.
Если приходит заказчик и говорит: «Мне для целей требуется рост», то мы доведем до него всю ту информацию, которая фактически позволит ему идти на это решение с открытыми глазами. Но при этом у нас есть примеры администраций, которые не гонятся за безумным ростом. Например, Ноябрьск: мы заложили изменение численности населения в пределах 5%. Основные же изменения не количественные, а качественные: как улучшить жилищный фонд, решить проблему аварийного жилья, как сделать новый общественный центр, как развить промышленную зону. Очень много было посвящено в мастер-плане предложениям не по новым площадкам, а по технологической переориентации существующего производства.
О новом законопроекте
Для нас есть разрыв между тем, чем мы занимались в мастер-планировании в последние пятнадцать лет, и тем законопроектом, который вышел.
Мастер-план все-таки появился естественным образом, потому что он отвечал потребностям рынка. А теперь его пытаются сделать единым документом терпланирования, который, кстати, уже существует с 2020 года, и практика его применения не то чтобы успешна. На конец 2023 года заявлялось, что только три субъекта России решились на разработку единого документа терпланирования.
Мы фактически пытаемся за счет одной сущности, которая появилась естественным образом, ревитализировать другую сущность.
Насколько это все будет успешно, насколько города смогут документы разрабатывать, будет ли им это удобно, смогут ли они решить свои проблемы за счет этих документов ― не совсем понятно.

Если законопроект будет принят в таком виде, как сейчас, то мы такой документ технически сделать сможем, нам это будет даже более просто, чем многим компаниям на рынке, которые занимаются только мастер-планированием. Но есть целый ряд возможностей, как можно было бы иначе мастер-план зафиксировать в законодательстве. Это не единый документ терпланирования. Самый корректный способ ― заносить мастер-план в 172-ФЗ «О стратегическом планировании». Мы понимаем, что это стратегический документ, при этом он определяет приоритеты, цели развития города на достаточно короткий срок. Обычно мастер-план не ставит задачу диктовать развитие на двадцать лет вперед, а говорит, что надо сделать здесь и сейчас, чтобы достичь максимального эффекта для города, бизнеса, жителей.