ФКГС после 2024 года может прекратить свое существование.
ЧТО будет?

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» после 2024 года может прекратить свое существование. О возможных эффектах этого решения мы спросили у экспертов и практиков, связанных с программой.
что случилось
О том, что Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» после 2024 года может завершиться, рассказывают источники в органах власти. Проект существует с 2019 года. С того времени на его реализацию было направлено более 244 млрд рублей. Еще 60,2 млрд рублей, согласно паспорту проекта, планируется выделить в 2024 году. Причина заключается в необходимости сократить расходы в условиях растущего дефицита российского бюджета.
Юрий Шередега, управляющий партнер агентства Sheredega Consulting

Формирование комфортной городской среды — это продукт, который реально работает и меняет жизнь малых и удаленных городов, создает драйверы развития. Проект сформировал целый рынок экспертов и специалистов — профессиональных заказчиков проектов качественной городской среды. Появилась культура чиновника, который заботится о своем городе и понимает, что он хочет. Проект сформировал работающую систему реализации проектов благоустройства от верхнего до низшего звена: например, в регионах появились региональные центры компетенций. Отсутствие федерального финансирования может перечеркнуть проделанную масштабную работу.
Светлана МосквичЁва, руководитель проектов развития общественных пространств
Программа формирования комфортной городской среды является, пожалуй, самой наглядной с точки зрения результатов и обширной с точки зрения вовлечения жителей в дискуссию вопросов городского развития. И, видимо, это позволило ей активно эволюционировать: от задач замены плитки, детских площадок, скамеек и посадки озеленения до целей развития развития города и городской среды как инструмента создания нового образа жизни. Конечно, задачи высокого уровня были обозначены в программе с самого начала, но кто о них помнит, когда горят сроки контрактов, проектирования и реализации?

При примерно равных исходных условиях (Москву не берем в расчет) территории по-разному разрабатывают и реализуют проекты: где-то это пример для подражания, и эксперты не устают посещать такие регионы, а где-то — причины грозных постов урбанистов.

Отдельно стоит сказать о конкурсе малых городов Минстроя: на сегодня это лучшие практики благоустройства в стране и (не мои слова) самая лучшая образовательная программа для городов и архитекторов — как, кого и зачем вовлекать, как считать эффекты от благоустройства, какая настоящая цель создания комфортной среды, что такое идентичность и как ее применять и проявлять, как важно учитывать контекст. Я сама люблю этот конкурс и ежегодно помогаю городам готовить заявки в составе команд. Для меня это каждый раз новый интересный квест и знакомство с такими разными нашими городами.

Отмечу, что ФКГС — это еще и политическая программа: 61% жителей делают вывод об эффективности местной и региональной власти именно по качеству городской среды. Поэтому есть ощущение, что даже если финансирование прекратится, некоторые регионы по примеру Татарстана создадут свои программы в этой сфере или будут активно вовлекать бизнес в эти процессы.
Александр Антонов,
городской планировщик
Я вижу чрезвычайно оптимистичную новость. Сегодня еще не кончился август, а уже с уверенностью заявлено, что «еще 60,2 млрд рублей, согласно паспорту проекта, планируется выделить в 2024 году». Это притом что прямо сегодня дефицит госбюджета превышает, кажется, запланированный годовой. Перспектив роста доходов не видно, а рост расходов неизбежен. Также хочу напомнить, что в период бурного роста российской экономики в 2000–2008 годах не было никакой программы ФКГС. А с 2019 года прирост ВВП снизился до 1–2% в год против 5–6% в 2000–2008 годах.

Из этого можно сделать вывод, что создание комфортной городской среды является тормозом российской экономики. Урбанистам придется пойти к станку или на линию соприкосновения, где и платят больше, и им самое место. Более того, создание КГС катастрофически сказалось на снижении рождаемости в России. В последние три года, пока действует эта программа, рождаемость ежегодно снижалась на 3–4%, а в этом году упадет до рекордно низких цифр за более чем столетнюю историю.

В 2022 году, во время действия программы более чем 800 тысяч молодых людей (по разным оценкам) уехали за границу, и создававшаяся в предыдущие годы КГС никак этому не помешала — напротив, урбанисты были в первых рядах среди уезжающих от своих же комфортных лавочек и велодорожек. В общем, закрытие программы — правильное решение.

Сегодня возвращаются ценности соборности, суверенности, домостройности и патриотизма и уходит в прошлое понятие комфорта, исторически чуждое россиянам.
Для обложки этого материала мы взяли первый рендер по поискому запросу "ФКГС"