На окупаемость инвестиций влияют, прежде всего, законодательные ограничения и специфика реставрационного рынка.
73-ФЗ
Инвестирование в историческую недвижимость на всех этапах от получения ее во владение (в собственность) до реставрации и использования сопряжено с необходимостью взаимодействовать с государственными органами. От продуктивности этого взаимодействия зависит масштабирование практики инвестирования в историческую недвижимость.
И инвесторы, и эксперты критикуют Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее 73-ФЗ). Проблема этого закона в том, что он достаточно жестко предписывает то, что можно и чего нельзя делать с памятниками. В первую очередь — чего нельзя, что существенно снижает свободу действий пользователя, который хочет что-то перестроить или перепланировать, с одной стороны. А с другой стороны, его правоприменение является плавающим и недостаточно проработанным. Регулирующим органам не хватает ресурсов на то, чтобы должным образом следить за его выполнением во всех смыслах: и с точки зрения надзора, и с точки зрения правоприменения этого закона, и с точки зрения применения как позитивного, так и в отношении санкций.
При столкновении с 73-ФЗ у инвесторов возникают две траектории: соблюдать закон, взяв на себя дополнительные издержки, связанные с экспертизой и процессом реставрации, или действовать в обход закона, тем самым взяв на себя риск привлечения к ответственности вплоть до уголовной.
В малых населенных пунктах без развитого туризма, когда предприниматель не может рассчитывать на возвращение инвестиций в обозримом будущем, реставрация в соответствие с 73-ФЗ становится наименее привлекательным вариантом и вынуждает действовать в обход закона, чтобы провести хоть какие-то реставрационные работы на объекте.
ОКН как отдельная история
Статус объекта культурного наследия воспринимается потенциальными инвесторами как серьезное обременение и существенно ограничивает интерес к объектам. Получается, что ценные исторические здания, восстановление которых представляет наибольшую значимость, в то же время из-за своего статуса становятся наименее привлекательными для инвесторов. Закон, защищая их от неконтролируемых изменений, препятствует их сохранению.
Для разработки проекта реставрации ОКН требуется привлечение экспертов, круг которых ограничен, но главной сложностью становится даже не их поиск, а дороговизна и длительность написания проекта, а также забюрократизированность процесса согласования с регулирующими органами.
Процесс разработки проекта нелинейный, согласование с регулирующими органами может оказаться не быстрым, это во многом зависит от того, есть ли в регулирующем органе компетентные сотрудники и проработаны ли схемы взаимодействия с инвесторами.
Лицензию для работы с ОКН должны иметь как организации, задействованные в разработке реставрационного проекта, так и специалисты, непосредственно выполняющие реставрационные работы. В настоящее время рынок реставрационных услуг недостаточно развит даже в популярных среди туристов населенных пунктах, специалистов с необходимым уровнем квалификации может не быть в населенном пункте или даже в регионе.
К реализации реставрационного проекта предъявляются трудновыполнимые требования — например, слишком интенсивный график реставрационных работ (его несоблюдение приводит к санкциям), исполнение которого или невозможно, или требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
Другой существенный барьер -— подключение к городской инфраструктуре. Фактический объем затрат на присоединение к коммуникациям можно узнать только в процессе работ по подключению к инфраструктуре, что является риском. Эта область — одна из возможностей государственной поддержки инвестирования в историческую недвижимость.
Собственность
Распространенность передачи исторической недвижимости в частную собственность зависит от сложившейся практики в каждом отдельном регионе.
Наиболее распространенной формой владения исторической недвижимостью в настоящее время является аренда, существуют федеральные и региональные программы, которые делают аренду исторической недвижимости достаточно выгодной, однако эта форма имеет ряд недостатков как для предпринимателя, так и для государства. Так, арендатору могут отказать в продлении аренды без возврата вложений.
Также отсутствует преимущественное право выкупа: объект может быть передан в собственность не арендатору, который вложился в его восстановление, а другому покупателю, предложившему более выгодную цену.
Невыгодно и то, что по договору аренды очень затруднено применение механизма, когда арендная плата компенсируется затратами на сохранение объекта, а если это и происходит, то по минимальной стоимости, не соответствующей рынку.
Другим вариантом приобретения в свое распоряжение является приватизация — получение объекта в собственность. Это более финансово затратный, а оттого и более редкий вариант получения исторической недвижимости в свое распоряжение.
Более перспективная форма владения недвижимостью — концессионное соглашение, в котором для государства увеличены возможности контроля над действиями арендатора, а для арендатора иначе рассчитывается объем платежей. Сейчас процедура передачи ОКН по концессионному соглашению не отлажена, есть и недостатки, например запрет на изменение изначальной функции объекта, что может быть не всегда целесообразным.
Государство
Основной повод для взаимодействия инвестора с государством — контроль за выполнением обязательств по сохранению объекта. Отношение к проверкам связано с ответственностью инвестора и соблюдением им 73-ФЗ, а также с опытом реализации подобных проектов и пониманием процессов.
Вкупе с размытыми требованиями по охране и трудностями, связанными с реализацией реставрационного проекта, положение инвестора выглядит достаточно уязвимым, в ряде случаев возникает ощущение враждебности контролирующих органов.
Другая часть взаимодействия с государством состоит в информировании. Публикуя информацию на государственных ресурсах, государство ожидает проактивности потенциальных инвесторов. Специализированных популярных ресурсов по данной теме не существует, а наиболее распространенный способ получения информации о возможностях инвестирования в историческую недвижимость — адресное обращение с запросом в соответствующие регулирующие органы.
Владельцы исторической недвижимости отмечают, что механизма юридического сопровождения сделок с исторической недвижимостью со стороны муниципалитета, который является собственником фонда исторической недвижимости, просто нет.
Задачей государства является снижение затрат инвестора в историческую недвижимость для поддержания баланса между финансовой и ценностной мотивацией, а в идеале — создание условий, при которых вкладываться в историческую недвижимость будет выгодно. Сделать более экономически выгодным вложение в исторические здания позволит минимизация вложений через компенсацию банковской ставки, выгодной аренды или обязательства государства взять на себя часть расходов по подключению объекта к коммунальной инфраструктуре. Также важно переориентировать регулирующие органы с надзора на экспертное содействие инвесторам. Помогающий стиль взаимодействия органов государственной власти с инвесторами важен для дальнейшего развития и масштабирования практик инвестирования в историческую недвижимость.