»

Книги, гранты, дом с балконом, фонд культуры: как устроена работа «типичного краеведа»

Валерий Акимов, краевед из Лебедяни
Интерес к малым территориям и краеведение новой волны - тенденция, которой не так много времени. Лет 5-10, не больше. А как устроена работа краеведов, которые, с одной стороны, обнаружили в себе этот интерес еще в начале 2000-х, с другой стороны, используют современные форматы и инструменты вроде грантов, популяризации, событий. Поговорили с краеведом, который называет свою историю типичной.

Здесь и книжки, и пленэры, и под десяток выигранных грантов, и собственный дом с балконом, и съезд земляков, и культурный центр, и многое другое.
«типичная» история
Моя история типична. Для описания того, чем я занимаюсь, есть емкое слово «краевед». В школьном возрасте я собирал вырезки из газет, иногда в них появлялись материалы краеведов. Но мне всегда казалось, что этого мало, поэтому, когда поступил в институт, вышел на Липецкое областное краеведческое общество. В 2006 году мы с товарищем сделали сайт, посвященный городу Лебедянь. Я уже в то время жил в Москве, и было интересно не только между собой общаться, но и рассказывать другим людям о том, что собой представляет наш маленький городок.
кони в яблоках
Лебедянь ― уездный город, в прошлом году ему исполнилось 410 лет. Сейчас это Липецкая область, но практически всю свою историю Лебедянь входила в Тамбовскую губернию, была всегда небольшой. Считается, что первая половина XIX века ― это золотое время расцвета ярмарочной торговли, центр которой был в Лебедяни.

Лебеди, лошади, яблоки... вот еще ассоциации, которые связаны с Лебедянью. В 1920-е годы в Лебедяни появилось три крупных плодоводческих хозяйства. Разбивались огромные сады, чтобы снабжать Москву и северные регионы свежими вкусными яблоками. До сих пор в любой «Пятерочке» можно купить яблоки и даже соки из Лебедяни. Еще один бренд города ― это кони, потому что здесь проводились конные ярмарки: богоявленская, крещенская, троицкая и покровская. Также лебеди: на гербе города с 1781 года изображен именно лебедь.

Когда я узнал, что в Москве будет станция метро «Лебедянская» на Бирюлевской линии, то сразу написал с предложением помочь в проектировании и разработке дизайна станции. Сейчас есть контакт с архитекторами, и как только они начнут заниматься дизайном, обещали нас тоже привлечь. Для чего? Для того чтобы не вымышленные персонажи рассказывали о том, что нам дорого и близко.
съезд земляков
Мой коллега и наставник Александр Юрьевич Клоков, председатель краеведческого общества, говорит: «Чтобы любить, надо знать». Чтобы относиться к малой родине, к своему городу должным образом, люди, живущие в нем, должны его знать. Кто, как не краеведы, должны рассказывать об этом, об истории, прошлом, настоящем города. Поэтому первая задача краеведа ― популяризация. Для этого давно и регулярно мы пишем статьи в местную газету, выпускаем книги об истории города, альбомы, открытки, буклеты. Это первоочередная функция и обязанность краеведов.

В 2012 году мы провели первый съезд земляков: со всех краев страны приехали люди, узнали впервые, что такое Лебедянь, город, в котором родились и жили их предки. В 2013 году мы решили сделать второй съезд, тоже было очень душевно, Тогда же мы учредили Лебедянский фонд культуры как инструмент реальных дел.
фонд культуры
Фонд культуры Лебедяни существует с 2013 года. При слове «фонд» у многих возникает ассоциация с финансами. Но для нас это фонд контактов, хороших, добрых, неравнодушных людей, которых действительно много по всей стране. Все они интересуются тем, что происходит в нашем городе. Именно поэтому во вторую субботу августа мы проводим День малой родины. Это официальный праздник в Липецкой области. Проводим его с застольем, самоваром, фруктами, печеньем — приглашаем земляков, которые приезжают в Лебедянь на лето, знакомим их с местными жителями. Такие получаются домашние посиделки.

Располагается фонд наш на первом этаже купеческого особняка, Дома Игумновых. Это старинный особняк, построенный в 1830-е годы с двумя жилыми флигелями. С подсветкой, которую мы сделали, этот дом является украшением центральной улицы города и города в целом. А внутри мы сделали культурно-образовательный и досуговый центр.

Как мне объяснили, что у каждой некоммерческой организации должна быть миссия. Мы долго думали. И получилось, что наша задача ― дать возможность лебедянцам самим формировать культурную повестку. Не просто ходить на мероприятия, которые предлагают, не смотреть фильмы, которые показывают, и читать книги, которые дают. А самим организовывать, самим проводить творческие вечера, делиться опытом, делиться своим творчеством. В итоге делиться, как это ни пафосно, теплом своей души.
сидеть в проходе
Наверное, наша основная аудитория — это люди старшего возраста. Потому что именно в старшем возрасте люди начинают серьезно задумываться об истории своей семьи, об истории места, в котором они живут. Если молодежь бывает, то это такие штучные экземпляры. Если вспомнить, наверное, у каждого в классе был такой человек, краевед по призванию.

Мы, конечно, стараемся работать со школами, но никогда насильно никого не затаскиваем. Против того, чтобы приглашать класс с учениками. Приходят лишь те, кто хочет послушать, кто хочет посмотреть, увидеть что-то. Именно поэтому все наши встречи проходят очень душевно, в дружеской обстановке, потому что люди знают, куда приходят, они получают удовольствие от того, что происходит: презентация книги об истории города, круглый стол о развитии туризма в Лебедяни — всегда люди знают, куда приходят.

Периодически людям приходится сидеть в проходе или в соседней комнате и слушать, что там происходит в первой комнате. Это не очень удобно, поэтому я стараюсь как-то всегда балансировать между количеством мест и интересом к событию.

У нас есть, конечно, конкурентное преимущество по сравнению с государственными бюджетными учреждения. Мы можем приглашать людей в вечернее время, выходные дни, когда многие такие учреждения закрыты. Мы проводим то, что мы хотим.
гранты
С грантами мы работаем уже много лет. Получить первый грант удалось практически сразу. Так сложилось, что в Лебедяни расселили двухэтажный дом XIX века. По некоторым сведениям, в этом доме останавливался поэт Серебряного века Андрей Белый. Мы посчитали, что это хорошая возможность рассказать про Андрея Белого в Лебедяни, а дом сохранить. Так нам удалось взять первый грант. Он был небольшой. На эти деньги мы заказали и выполнили историко-культурную экспертизу, внесли здание в реестр как вновь выявленный объект культурного наследия, провели конференцию, посвященную Андрею Белому, с участием директоров и сотрудников московских и подмосковных музеев.

Первый грант был получен в 2017–2018 годы, и буквально на следующий год мы подали на грант по проекту о лебедянских художниках между прошлым и будущим. Мне удалось сделать хорошую большую книгу о художниках, которые так или иначе связаны с Лебедянью, начиная с Кустодиева и заканчивая уже нашими современниками. Никто не верил, что в Лебедяни может быть больше десяти художников, у меня в книге получилось девяносто с чем-то.

Потом было пара проектов, связанных с усадьбой Раевских в селе Троекурово в 12 км от города. Первый год мы с местными активистами занимались парком, расчищали его, подсаживали новые деревья. На второй год провели первоочередные противоаварийные работы на флигеле, обезопасив от дальнейшего разрушения, сделали летнюю эстраду и провели концерт.

Эти два проекта стали для меня большим разочарованием, потому что, кроме активистов, никто — даже крупное сельскохозяйственное предприятие, один из бывших яблочных совхозов, — не поддержал инициативу. Сейчас в парке на нашей сцене, на наших лавочках, сидят, пьют водку, с пивом мешают, тут же груды мусора. Я не жалею о том, что сделано, но жалею, что эту эстафету некому было передать. После этого я принял решение концентрироваться только на городе и не рассчитывать на каких-то чужих, незнакомых людей.
дом с балконом
Гранты сначала удавалось получать один за одним. Потом я стал допускать осечки, подумал, что либо требования изменились, либо я немножко стал не догонять. Но все-таки очень хотелось привлечь внимание к теме балкончиков. В Лебедяни есть такая изюминка, как балконы: террасы одноэтажных домов, опирающиеся на землю, выходящие не в сад, не во двор, а именно на улицу. Благодаря тому что в Лебедяни всегда были очень широкие улицы, а движение было не очень оживленным, появлялась возможность сидеть на таком балкончике. Может быть, кто-то скажет, что это несколько вызывающе и вульгарно, но мне кажется, что скорее красиво. Жить напоказ ― это показывать свое благополучие и свою открытость, а не закрываться за трехметровыми заборами.

В городе, где было несколько десятков таких балкончиков, их осталось не больше десяти. Я стал писать об этом в газетах, научных сборниках, выступал на конференциях, в книгах своих тоже любил упоминать. Но подумал, что только собственным примером можно показать, как это может быть красиво. Выкупил вторую половину дома, где живут мои родители, и стал приводить его в порядок. Когда мы стали отбивать штукатурку, то увидели дверные петли — так я понял, что балкону быть. Дом получился нарядный. Я сохранил оконную резьбу, а облицовку мы сделали новую, но один в один с прежней. Сейчас я наслаждаюсь тем, что я владелец дома с балконом.
цепочка открытий
Работа со старым домом — непрерывная цепочка каких-то открытий. Многое приходилось делать самому, ведь хозяин должен во всем участвовать, но самые ответственные работы мы поручили специалистам по дереву. Тогда я понял, что в Лебедяни уже не осталось мастеров, которые могут взять и отреставрировать дом. Сейчас проще лепить из пеноблоков, из каркасов что-то собирать. Старая деревянная архитектура оказалась за бортом. Поэтому я с грустью смотрю, как ломают достаточно крепкие старые деревянные здания в городе. Все потому, что даже не знают, с какой стороны к ним подступиться.

Я консультировался со многими архитекторами и реставраторами, поначалу была задача не выходить за рамки косметического ремонта. На тот момент дом еще не был объектом культурного наследия, и у нас были развязаны руки. Сейчас это объект культурного наследия, вновь выявленный. Естественно, мы очень бережно относимся к его сохранности.

Одно дело сделать дом и ждать, пока люди пройдут и глазом покосятся, что-то заметят. У меня всегда была задача показать, что это красиво. Мы стали подавать заявки на грантовые конкурсы. Получили грант с проектом «На балконе» — на этом самом балконе за чашкой чая беседовали с разными людьми, от специалистов по реставрации до блогеров, о том, как работать с культурным наследием, как интересна и своеобразна Лебедянь.
эффект Вытянутой шеи
Мы всегда смотрим на тех, кто старше, на тех, кто более успешен. Такой «эффект вытянутой шеи». Для нас многие проекты, организации, люди служат примерами в нашем деле. Это культурный центр «Лига» в Коломне. Они для нас маяки, звезды: выкупили один дом, другой дом, обустроили двор, теперь там выставки, концерты, сувенирные лавки, мастер-классы и прочее. В Ярославле культурное пространство «Текстиль» на бывшем заводе действует. Нравится проект в Данилове «Другой Данилов», очень близко то, что делает Дима Андреев: со школьниками потихонечку шаг за шагом делать то, что считаешь нужным. Конечно, Александр Савичев большой молодец. Взвалить на себя задачу ревитализации, переформатирования старого завода — это надо иметь большую смелость. Такие смелые люди, отважные, инициативные, всегда привлекают внимание и дают силы, внушают то, что все не зря.