«Слышишь щелчок? Это кто-то набирает чей-то номер»

Как устроена АТС в Троицке
Загадочное кирпичное здание с узкими геометричными окнами на повороте с Октябрьского проспекта на Академическую площадь. Как часто вы проезжали мимо, думая, что там внутри? Автор этого материала — каждый раз.

«кто твой город» (наконец-то) побывал внутри АТС и рассказывает, как устроена станция, через которую прошли миллионы минут разговоров о важном и не о чем, как меняется телефония сегодня и что находится в сердце здания.
51-...
Станция в Троицке заработала в начале 1980-х. С самого начала АТС была рассчитана на 3 тысячи абонентов. «А для связи с Москвой был смонтирован коммутатор, где сидели телефонистки и вручную соединяли абонентов из Троицка с Москвой и другими городами. Работали посменно, круглосуточно. Потом город стал расти, потребность в телефонах увеличилась, построили ещё около пяти тысяч, затем еще одну тысячу», — рассказывает одна из старейших работниц АТС Ольга Валентиновна. 51-49-95, 51-01-71, 51-64-31 и еще десятки других сочетаний по памяти и сходу вспомнит каждый, кто вырос в Троицке.

Пул номеров для Троицка выдавало министерство связи: сначала номера были шестизначные (а теперь, с вхождением в Новую Москву, стали десятизначными) и начинались с кода 51. Горожане вставали на очередь для получения номеров, приходилось ждать. Потом, с увеличением емкости, началась продажа телефонных номеров. А в 2000-м появилась электронная станция (и новый код 50-), и номер стало получить совсем несложно.

Сегодня на станции задействовано порядка 6 тысяч номеров — уже не только для Троицка, но и для окрестностей. «Мы здесь как последние из могикан, — говорят на станции. — Хотя до сих пор многие городские учреждения пользуются преимущественно стационарными телефонами. Администрация, научные институты, водоканал, городские службы, больница РАН используют наши номера».
Связь как сервис
Сейчас оплата городского телефона обходится примерно в 150 рублей в месяц. Конечно, количество пользователей сократилось — отключают номера больше, чем подключают новых. Но для многих, особенно для людей постарше, он остается привычным способом связи с внешним миром. Сейчас даже делают специальные телефонные аппараты — они выглядят как дисковые телефоны (так привычнее!), но работают уже на сим-карте.

Принципиально устройство телефонии за те 40 лет, что существует станция, не поменялось. А вот другие технологии, то же интернет-соединение, за это время изменились кардинально. «Когда я пришел в компанию в 2010 году, скорость 20-30 мегабайт считалась классной. Прошло всего 12 лет: сейчас скорость доходит до 890 мегабит в секунду. Они возросли в десятки раз — растет и сервис. Мы делаем большой упор на работу с пользователями. Важно, чтобы клиенты были довольны и скоростью, и обслуживанием», — говорит директор сервисного центра Андрей Алексеев.

«Ростелеком-Москва» работает здесь с 2016 года. Первой территорией для подключения стали Ватутинки, потом — Троицк, затем Коммунарка. Андрей пришел сюда на должность инсталлятора — человека, который подключает абонентов к сети. За пять лет вырос до директора сервисного центра и теперь руководит процессами на троицкой АТС. Всего здесь трудится около 40 человек.

Подразделение одно из немногих обслуживает новые коттеджные поселки и высотные здания в окрестностях. «Особенно сильным был рост в пандемию. Все же поехали на дачи, загород. Но до этого мобильного интернета было достаточно, а здесь удаленка потребовала новых мощностей, и несколько месяцев мы работали на износ», — отмечает Андрей. Пандемия стала настоящей проверкой сети. Часы наибольшей нагрузки приходятся вечер, когда люди приходят с работы и начинают включать Ютуб, скроллить соцсети и звонить близким. Пик — пятница, восемь вечера.
Сердце станции
На первом этаже здания находится современный клиентский офис. На втором этаже — комната отдыха кабельной бригады, которая устраняет разрывы и повреждения на сети. В бригаде пять человек — они реагируют на сигналы и выезжают на место, если происходит авария. Бригада работает днем, а ночью на помощь приходит специальное подразделение «Ростелекома» из Москвы.

На втором этаже становится видно, что же скрывается за узкими прямоугольными окошками: здесь большие светлые кабинеты менеджеров с белоснежной перфорацией и мотивирующими плакатами на стенах. Здесь сохранилась еще советская шумоизоляция — раньше в помещениях размещался колл-центр, где телефонистки соединяли аппараты абонентов со станцией. Здесь же полусекретные помещения, где хранятся КОИБы, которые обеспечивают работу на выборах, прямую линию президента, проведение ЕГЭ. Чем только не занимается телефонная станция! В зале, окна которого выходят на Октябрьский, можно поиграть в настольный теннис.

Третий этаж ― тоже место работы персонала и размещения оборудования. Четвертый этаж полностью отведен для оборудования. Это сердце и мозги станции. «В основном зале размещается комплекс для соединения станционного и абонентского оборудования. Это кабельные линии, где посредством плинтов номер со станции и аппарат абонента соединяются», — рассказывает Оксана Викторовна, которая работает здесь несколько десятилетий.

Часть телефонных номеров в АТС работает на цифровом оборудовании, а часть на изначальном. Здесь раздаются исторические звуки: каждый щелчок — это кто-то набирает чей-то номер.

В соседнем зале — мозги станции. «Отсюда интернет идет не только в Троицк, Подольск, Одинцово, но и по всей Новой Москве. Все сходится и расходится именно здесь», — рассказывают на станции. На случай аварий, как правило, есть план Б. «Интернет в Троицк должен идти по двум плечам — со стороны Подольска и Одинцово», — объясняет Андрей. — Если авария случается по подольской стороне, трафик снижается, но все же не до нуля, потому что есть второе, одинцовское направление«. Километры разноцветных проводов, стянутые в жгуты и переплетенные между собой, сотни кнопок, коммутаторов, десятки сотрудников — все это существует здесь, чтобы кто-то мог сказать кому-то: «Привет, я скучаю».
Беседовала Лена Верещагина
Фото-репортаж Андрея Фёдорова