Какой была задача? Что хотели создать?
Задача была убрать глубокий, дремучий провинциализм. Тогда Троицк был пристанищем для московской заводской индустрии. То, что снималось с конвейера в Москве — детские сады, школа — всё это завозили в Троицк и осуществляли в микрорайоне «А», «В», потом появились другие. В первой мастерской мы воспротивились такой политике.
Кирпичные дома появились в Пущино, Черноголовке, потому что за ними стояли зубры-академики. Мы настроили Велихова и других, сказали, что пора с этим безобразием кончать, что Троицк — это не свалка для московских неликвидов, а здесь нужна серьезная архитектура. Появилось шевеление.
Мы начали здесь другую политику, она пошла от Басова, Прохорова, Велихова. Мы сказали, что это должен быть полноценный научный центр. Постепенно выползли из жуткого провинциализма. Удалось разработать концепцию и серьезный проект микрорайона «Б». Мы ставили задачу построить лучшие на тот момент дома московской индустрии.
В это время был переход от Келдыша к Анатолию Петровичу [Александров стал следующим президентом Академии наук - прим.ред]. Критический год. Келдыш умер неожиданно. Александрова избрали президентом академии. При Келдыше начинали, а развитие шло многие годы при президенте Александрове. Велихов тоже сильно продвигался, стал через некоторое время членом-корреспондентом академии наук.
Нам удалось создать аналитическую спираль, структуру, собрать крупные очаги зелёных массивов, внедрить лучшие детские сады, которые были разработаны институтом общественных зданий, лучшие сады в СССР. Общественный центр.
Когда я привозил гендиректора института Юрия Александровича (а я его ученик по градостроительству, у него в аспирантуре находился), он увидел часть осуществленного и понял, что меня обучал не зря.
Битва у нас была на поприще школы. «Центрстрой» завез типовую школу, которых построили несколько штук в Троицке. А до этого мы по запросу в Академию наук получили разрешение на индивидуальный проект школы для научного центра. Эти прохиндеи попытались нас торпедировать. Их всё напрягало, что у них школы нет. Они говорили: зато вам школу сделали. Мы организовали через руководство Академии наук, Велихова и Басова, два отказа в минстрой, что такую школу строить нельзя. Проект был ликвидирован, по нему нельзя было строить, было постановление правительства, они хотели получить разрешение на строительство этой школы. А мы — два отказа. Совещания, напряженка, безвыходная ситуация.
Сначала была крупная школа на 2 тысячи, нам такая школа не нужна была, мы переформатировали и получили разрешение на школу 1300 мест, на 30 классов. Индивидуальный проект, экспериментальная школа. Мы создали техническое задание совместно с Академией наук. Мы пообещали использовать весь арсенал уже завезенных блоков, перекрытий, которые планировались под типовую школу. 50 высококлассных архитекторов, инженеров, технологов, сметчиков — здесь команда удачно сработала. А потом получили от строителей даже поддержку, они хороший монтажный участок сюда с хорошим руководителем назначили. Мы нашли нормальное взаимопонимание.