Если бы было возможно, я бы предложила оставить три-четыре фабричных корпуса XIX века, привести их в порядок и снести советские корпуса второй половины XX века, а на их месте построить жилой дом. Я абсолютно не питаю иллюзий по поводу архитектуры «Фабрики»: весь советский период — это абсолютный хаос. Когда мы делали ремонты наших помещений, мы имели счастье убедиться в том, как это построено. Так называемый “хоз.способ”: Здесь дранка, здесь силикатный кирпич, здесь вообще непонятно что. Это очень далеко от понятия нормального строительства и, безусловно, заслуживает того, чтобы быть перестроенным или реновированным — мы абсолютно отдаём себе в этом отчёт.
На нашем участке по технико-экономическим показателям запланировано строительство 30 000 м² — это немного. Сейчас на Фабрике около 18 000 м², и я думаю, что одна из причин, почему фабрика попала в зону КРТ, — низкая плотность застройки. Эта разница площадей — меньше, чем в два раза: мне кажется, что территорию «Фабрики» можно было бы условно поделить пополам, отдать половину участка под жильё и построить на нём необходимые 30 000 м². В этом случае соседство жилья и креативного кластера было бы прекрасным сочетанием — в Москве появился бы не стандартный дом с двором, а дом рядом с культурным центром, в котором проходят выставки и собираются интересные люди.
Я думаю, что для любого жилого района это было бы только бонусом. Это абсолютно подтверждается тем, что когда квартиры в ближайших домах продаются, в объявлениях всегда написано, что рядом находится арт-квартал «Фабрика». И даже на сайте правительства Москвы в статье о КРТ в Басманном районе указано, что одна из его достопримечательностей — «выставочный центр»: речь идёт о ЦТИ «Фабрика», других выставочных центров здесь нет. Все понимают, что креатив - это бонус, повышающий привлекательность места, но то, что выставочный центр сносят, к сожалению, осталось за скобками.
Мне кажется, что к креативным кластерам нужно относиться примерно так же, как к памятникам, то есть как к элементам культурного и индустриального наследия. Например, сохраняются места бытования ремёсел — есть такая формулировка. Может быть, наряду с бытованием ремёсел можно было бы сохранять и места с креативными индустриями.
В рамках программы КРТ были бы уместны некоторые механизмы сохранения социокультурного и креативного потенциала. Думаю, стоит при отборе участков, попадающих в КРТ, каким-то образом учитывать, что территория даёт городу, а не только формально смотреть на наличие памятников культуры или исторического наследия.
Отбор участков мог быть более многофакторным, межведомственным, а использование уже существующих территорий — иногда более эффективный сценарий, чем их снос. Возможно, если бы программа КРТ была чуть более гибкой и предполагала не только полный снос, но и частичный снос с реконструкцией, это было бы более продуктивным подходом.