Исполнительный директор института «Ленгипрогор», член Совета некоммерческого партнерства «Национальная гильдия градостроителей»Слава, а я смею надеяться, что я могу его так звать, был прежде всего моим другом, и уже потом единомышленником. Мы могли с ним обсуждать разные темы, а тем более профессиональные, без оглядки на ситуацию, коньюнктурность, статусы и пр. Исходя из этого и последуют мои ответы на поставленные вопросы.
1. Какие идеи привнес В.Л.Глазычев в дискуссию о городах?Глазычев выступал за гуманизацию городской среды, акцентируя внимание на человеческом измерении урбанистики. Его ключевые идеи:
- Участие жителей в планировании. Он считал, что города должны создаваться не только для людей, но и вместе с ними, отвергая технократические подходы.
- Культурная идентичность. Подчеркивал важность сохранения исторического наследия и уникальности мест, критикуя унифицированную застройку.
- Мягкое развитие. Вместо радикальной модернизации предлагал постепенную адаптацию городской среды с учетом социальных и культурных контекстов.
- Междисциплинарность. Объединял архитектуру, социологию, искусствоведение и экономику, рассматривая город как сложный организм.
С точностью до моего личного восприятия В.Глазычева как идеолога градоустройства и пространственного развития это:
Оформление такой сферы знания и деятельности как дизайн.
Конечно, с опорой на СМД-подход и коллег по методологическому цеху (Г.П. Щедровицкий, О.И. Генисаретский, О.Б. Алексеев, П.Г. Щедровицкий). Советская градостроительная и архитектурная школа после движения конструктивистов и генпланистов (20-е годы XX века) не знала другого такого прорыва в знании, как дизайн. Думаю, что в этой же области размышлений лежит и перевод В. Глазычевым книги Кевина Линча «Совершенная форма в градостроительстве» (1986). Философский вопрос, что первично — форма или содержание, в этих работах получил другое измерение: не вещи, не предмета, а города. И до сих пор нет исчерпывающих ответов на этот вопрос.
Следующий вклад В.Глазычева — это, конечно, номинирование темы пространственного развития. Первые обоснования и конкретные действия (например, Комиссия по пространственному развитию Приволжского федерального округа, 2001–2004). В это время проводится полевое исследование (обследование) городов и поселений ПФО и выпускается книга «Глубинная Россия», где фактологически показывается, что процесс урбанизации не столь однозначен и что система расселения РФ, опирающаяся на сеть малых городов и поселений, имеет потенциал воспроизводства и автономности.
В 2004–2007 годах из наших общих обсуждений родилась идея институционализации профессии — «градоустройство». Именно в рамках этой активности появилась кафедра Глазычева в Шанинке, и Слава ее сконструировал и запустил в жизнь.
2. Какие работы Глазычева ключевые для российской урбанистики?- «Урбанистика» (2008) — фундаментальный труд, где Глазычев систематизировал подходы к изучению города как социально-культурного феномена. Книга стала учебником для многих специалистов.
- «Городская среда: технология развития» (1995) — здесь он предложил методы проектирования, ориентированные на потребности человека, а не только на технические нормы.
- «Социально-культурные основы архитектурного проектирования» (1990) — работа, в которой обоснована связь архитектуры с общественными ценностями.
- «Россия в петле модернизации» (2009) — анализ проблем российской урбанизации и критический взгляд на слепое копирование западных моделей.
Почему они важны? Эти труды заложили основу для перехода от советского технократического планирования к современной урбанистике, ориентированной на человека и культуру.
3. Чему стоит поучиться у Глазычева молодым урбанистам?- Широте взглядов — умению сочетать анализ данных с гуманитарным знанием (история, искусство, социология).
- Критическому мышлению. Он не боялся ставить под сомнение модные тренды, например слепую европеизацию российских городов.
- Коммуникации с обществом. Глазычев активно вовлекал жителей в обсуждение проектов, выступал как просветитель (его лекции и публицистика доступны широкой аудитории).
- Этике профессии. Настаивал, что урбанист должен быть не просто технократом, но и адвокатом городских сообществ.
Конечно, кто не общался со Славой вживую, не может себе представить обаяние его личности и способа изьяснения своих мыслей. Уж чему надо у него учиться (я точно старался это перенять), так это мастерству владения русским языком. Так, как говорил Слава, говорили, видимо, Пушкин, Лермонтов, Фет, Блок, Чехов и т.п. Совершенно блестящее владение языком и мастерство ораторского искусства.
4. В чем ключевые особенности подхода Глазычева к работе с городами?- Антропоцентризм. Город — это прежде всего люди, их память, привычки и взаимодействия.
- Контекстуальность — отказ от шаблонов; каждое решение должно учитывать уникальность места (климат, история, культура).
- Диалог времен — баланс между сохранением наследия и современными потребностями.
- Практикоориентированность. Несмотря на академичность, Глазычев участвовал в реальных проектах (например, разработка стратегий для малых городов России).
- Критика точечной урбанизации. Выступал против точечной застройки, разрушающей целостность среды.